Главная » 2009 » Октябрь » 18 » Выступление министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Г.П.Черновой на IV Межрегиональных Шыгырданских чтениях
12:41
Выступление министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Г.П.Черновой на IV Межрегиональных Шыгырданских чтениях
Социальное партнерствоnull
 религиозных организаций и школы в решении задач 
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи


«Современный человек – образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме – России… Не случайно Конституция нашей страны начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле».
(Из обращения Президента России Д.А Медведева к школьникам и студентам 1 сентября 2009 г.)

Вопросы духовного воспитания должны быть важнее всего остального на этом свете Талант, энергия, устремленность и одержимость, базирующиеся на самом фундаментальном – духовной просвещенности граждан – лежат в основе конкурентоспособности и целой страны, и самого малого дела
Образование без воспитания – скорее опасно, чем полезно
.
(Из высказываний Президента Чувашии Н.В.Федорова)

Определение духовно-нравственного воспитания детей и молодежи как ключевой задачи современного общества накладывает на всех нас – на систему образования, общественные организации, в том числе и религиозные, на родителей большую ответственность и настраивает на новые формы сотрудничества. Мы все с вами в «одной лодке, и от усилий каждого гребца зависит - как и по какому направлению поплывет наше судно». 
Общество хочет видеть современного человека образованным, нравственным, готовым к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, ответственным за судьбу страны, поэтому в Законе Российской Федерации "Об образовании" отмечено, что образование должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности (ст.14, п.2).
Конечно, школу мы рассматриваем как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. 


Школа сегодня становится важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Для выполнения этой миссии школами, педагогами многое делается.
Стратегические и тактические задачи развития воспитания изложены в подпрограмме «Модернизация системы воспитания детей и молодежи». Ключевой фигурой воспитательной деятельности школы является классный руководитель. Для трансляции инновационных педагогических технологий, создания системы моральной и материальной поддержки ежегодно с 2005 года проводится конкурс «Самый классный классный». Его победители достойно представляют республику на всероссийском уровне, так Федорова Наталья Юрьевна (СОШ № 6 г. Канаш), победитель конкурса 2008 года, награждена специальным дипломом Всероссийского конкурса «Воспитать человека». 
Для развития творческих способностей детей ежегодно проводятся республиканские олимпиады не только по чувашскому, но и по мордовскому и татарскому языкам и литературе, победители которых участвуют и становятся призерами и победителями межрегиональных олимпиад, 
Воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры, в последние годы мы много сделали для развития гуманитарного образования: за счет республиканского бюджета приобрели более 80 тыс. экз. учебников, программ, методических пособий и т.д. 
В практической деятельности педагогов активно используются такие формы работы, как: организация экскурсий в музеи, заочных экскурсий (виртуальных экскурсий) и выездов по святым местам; реализация социальных программ по изучению родного края, истории, традиций, культуры; проведение детских творческих конкурсов и др. 
Для духовно-нравственного развития школьника большое значение имеет интеграция воспитательных усилий семьи и школы, поэтому мы стараемся, чтобы каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие содержало творческие задания, выполнить которые ребенок смог бы только со своими родителями. 
В последние годы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, формированию толерантного отношения друг к другу активно подключились и религиозные организации, (в настоящее время на территории республики зарегистрировано 283 религиозные организации 12 конфессий и деноминаций (по сведениям Минкультуры Чувашии на 01.09.2009г.). Об этом свидетельствует то, что с 2006 года подписано соглашение о сотрудничестве с Чебоксарско-Чувашской епархией, с 2007 года – с Духовным Управлением Мусульман Чувашской Республики. Для реализации этих соглашений составлены планы мероприятий, созданы Координационные советы. Вошло в традицию проведение совместных мероприятий: ежегодных Межрегиональных образовательных чтений юных богословов (совместно с Чебоксарско-Чувашской епархией при поддержке Благотворительного Православного Фонда «Милостивая» совместно с Минкультуры, Минобразования и Минздравсоцразвития Чувашии), Межрегиональных Шыгырданских чтений (совместно с Духовным Управлением Мусульман и Национально-культурной автономией татар ЧР при поддержке Минкультуры Чувашии) и др. 
Ежегодно проводятся различные республиканские культурно-массовые мероприятия для детей и молодежи: благотворительная Рождественская елка и фестиваль творческих коллективов «Рождественская звезда», литературно-музыкальный праздник «Пасхальная радость», детский праздник «Сабантуй», конкурс детского, юношеского и молодежного киновидеотворчества «Молодежь представляет…» (более 50 видеоматериалов, в т.ч. – сюжеты по формированию толерантного отношения к окружающим («Достучаться до небес», «Открой глаза») и др.

В республике имеется опыт преподавания основ православной культуры, с 2006 года в разных классах в форме факультатива преподается курс основ православной культуры. В настоящее время данный курс изучают в 133 школах (22,5% от общего количества ОУ, в 2007 г. – 90 школ). Количество учащихся, изучающих данную дисциплину около 5,5 тыс. чел, что составляет 4,5% от общего числа учащихся школ. Количество часов, отводимых на изучение предмета, составляет 1 час в неделю, 34 часа в год. Преподавание основ православной культуры имеет культурологический характер. До введения данного предмета в общеобразовательную программу проводилось предварительное анкетирование родителей с целью изучения их запросов, при этом большинство родителей (в среднем по ЧР 73%) положительно отозвались и дали письменное согласие. 
Обучением основам православной культуры занят 201 учитель. Следует отметить, что в республике создана ассоциация учителей основ православной культуры (председатель – Пайзерова З.А., учитель МОУ «Гимназия №4 г.Чебоксары). Чувашским республиканским институтом образования проводятся курсы для учителей основ православной культуры, за 2006-2009 годы было обучено свыше 300 слушателей по 144 часовой программе. Регулярно проводятся семинары, практикуется подготовка и повышение квалификации учителей в Московской духовной академии и Московской педагогической академии
Знакомство обучающихся с историей и культурой мировых религий не может и не должно замыкаться в рамках классно-урочной системы обучения. Большие возможности в этом направлении предоставляет система дополнительного образования детей через реализацию авторских образовательных программ в области этики, морали, культуры, духовно-нравственного воспитания (83% обучающихся занимаются в 149 учреждениях допобразования, в т.ч. 74 – в системе образования). 
Например, в республике реализуется программа формирования толерантности, разработанная Е.Г.Маловой, О.А.Шашкаровой «О тебе и о твоих друзьях» (г. Чебоксары, Цивильский, Канашский районы); программы, направленные на формирование жизненных навыков «Я – толерантная личность» (г.Шумерля), «Полезные привычки, навыки, выбор» (Моргаушский район, г.г.Шумерля, Чебоксары) и др. С 2006 года средняя школа №61 г.Чебоксары является участником международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», основной задачей которого является всестороннее изучение различных культур народов мира и получение образования в духе толерантности. 
В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева реализуется проект «Формирование толерантного сознания и поведения у обучающихся» в рамках программы «Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы». При университете функционирует волонтерский отряд студентов, деятельность которого направлена на разрешение проблем и конфликтных ситуаций в сфере межличностных, внутрисоциальных, этнопсихологических взаимоотношений среди студентов, учащихся школ, школ-интернатов, реабилитационных центров, формирование у них толерантного сознания. 
Путь к развитию у детей и молодежи толерантности состоит в повышении их социальной компетентности, прежде всего способности к сочувствию, состраданию; снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров. В связи с этим, 1 сентября т.г. во всех общеобразовательных учреждениях республики в День Знаний прошли уроки толерантности, на которых обсуждались вопросы национального многообразия России и толерантного отношения друг к другу. Кстати, ежегодно в ноябре в учебных заведениях республики проходит неделя толерантности, в рамках которой проводятся уроки толерантности, классные часы, семинары, «круглые столы» с приглашением представителей различных религиозных организаций, специалистов по вопросам терпимого отношения к окружающим; по проблемам формирования толерантного сознания у молодежи, а также мероприятия в рамках празднования Дня народного единства, 
Следует отметить и формы дополнительного религиозного образования (в республике действуют 28 воскресных школ при православных приходах и 7 – при мечетях), которые одновременно с глубоким изучением православия и ислама прививают ученикам уважительное отношение к иным взглядам, другим религиям.
На территории республики функционируют 2 религиозных образовательных учреждения среднего профессионального училища – Чебоксарское епархиальное православное духовное училище Чебоксарско-Чувашской епархии Русской Православной Церкви и медресе «Гулистан» Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики, оба имеют лицензию. 

Сегодня создается новое поколение государственных образовательных стандартов, которые призваны расширить возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития и самореализации обучающихся. В проекте ФГОС общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании" ("основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию ФГОС /…/ и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся" (ст.9, п.6)). 
Не дожидаясь введения новых образовательных стандартов, в августа т.г. Президент России Д. Медведев поручил начать работу по реализации проекта по духовно-нравственному просвещению школьников (на базе 18 регионов). В связи с тем, что в республике имеется трехлетний опыт преподавания основ православной культуры, реализации проектов «Диалог культур», «Путь к согласию» и подготовки соответствующих кадров, также с учетом необходимости усиления воспитательной функции школы было принято решение об участии в пилотной реализации данного проекта, начиная с апреля 2010 года. 
Целью данного проекта является разработка содержания, экспериментальная апробация и внедрение комплекса программ в системе общего образования, обеспечивающих духовно-нравственное просвещение учащихся, включающих изучение одной из дисциплин по выбору родителей и учащихся: распределенного курса основ истории и культуры традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма; истории мировых религий; основ светской этики.
Проект предусматривает преподавание указанной дисциплины в 2-х учебных четвертях в 4 и 5 классах (последняя четверть 4-го и первая четверть 5-го, возраст учащихся 10-11 лет). Планируется, что преподавать курс будут учителя гуманитарного профиля после прохождения соответствующей подготовки. 
В настоящее время в республике идет подготовительная работа по введению в школах нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На августовских педагогических конференциях обсужден вопрос апробации данного курса, в местных СМИ опубликованы статьи и интервью о введении комплексного учебного курса в республике. 
Министерством проведен ряд семинаров и организована консультация для руководителей муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по апробации нового курса. В школах прошли родительские собрания, где был организован опрос родителей по выбору нового предмета (из 11,5 тыс. учащихся 2% выбрали основы ислама, 26% - основы светской этики, 30% - основы православной культуры, 42% - основы мировых религий). 
По итогам обсуждения апробации нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах с широким участием педагогической и родительской общественности в республике выработана следующая модель: учебный материал данного курса вводится в 4 классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть) в количестве 2 часов в неделю за счет часов, отведенных на изучение предметов «Окружающий мир» и «Литературное чтение».
 



Просмотров: 837 | Добавил: tatarin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Рустем Гайнетдинов Казан  
0
национальное самосознание - это самоидентификация + владение родным языком и знание истории своего народа (опять же, не эмоциональной, а объективной, соотнесенной по времени и месту действия с мировым историческим процессом!) . Сейчас мы имеем значительную часть татар, которая не владеет языком, но
самоидентифицирует себя как татары (кстати, в последние годы этот
процесс имеет прогрессирующую тенденцию - все больше татар, особенно,
молодежи (например, в Казахстане, Узбекистане, отчасти - на Украине и
странах Балтии), начинают самоидентифицировать себя, как часть
татарского народа - здесь много факторов: это и ослабевший
идеологический пресс "старшего брата", создававшего в массовом сознании
через школьные учебники образ кровожадного татарина, недалеко ушедшего от средневековых варвар; это и подвижки в научном сознании многих российских историков, вынужденных признать, что Россия вышла из Золотой Орды, а не "выпрыгнула" прямо в Московию из Киевской Руси; это и опосредованное влияние на российского обывателя политических,
экономических, спортивных успехов Татарстана и международный авторитет
его президента М.Шаймиева и многое другое, о чем также говорилось на
семинаре. Кстати, есть в этом и заслуга наступательной позиции
Всемирного конгресса татар и не менее активная позиция татарских
общественных объединений в России и странах зарубежья.
Однако с владением языком у нас, конечно, полнейший "швах".
Особенно, это касается татар вне Татарстана - в ближнем зарубежье
татарскому языку просто нет места в национальных системах образования в
условиях доминирования титульных языков, движения в сторону мононаций и утраты татарами имевшихся когда-то позиций в национальных
образовательных системах (имеющиеся кое-где воскресные школы не дают
полного образования, они похожи, скорее, на курсы, достаточно слабые в
условиях отсутствия подготовленных в полноценных вузах на исторической
родине преподавателей). В России же имевшиеся "островки", где можно
было получить более менее нормальное образование на родном языке (в
Башкортостане, в сельских районах компактного проживания татар в
республиках и областях Поволжья и Приуралья, в Москве, Тюмени,
Ульяновске, Дмитровграде, Тольятти, Саратове, Самаре и др.),

Имя *:
Email *:
Код *:
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Мини-чат
...
...
...