Главная » 2012 » Февраль » 15 » Салахова Айза Ильшатовна Ученица 9 "а" МБОУ СОШ№1 ,Канаш, Чувашия
07:54
Салахова Айза Ильшатовна Ученица 9 "а" МБОУ СОШ№1 ,Канаш, Чувашия

Таралганбыз, сибелгәнбез төрле тараф-якларга.       Милләтне бер-бөтен итеп кирәк безгә сакларга.                                  Мишәр, типтәр, дип тә аны бүлгәләмик кисәккә. Таркалып бетсә – татарны кем дә алмас исәпкә                                                                                      (Рифкать Хисмәт)

От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары потеряли древнеболгарский язык (тюркский) и заговорили на славянском – современном болгарском языке. На Волге и Урале они сохранили язык, но потеряли свое название. Никто сейчас и не подозревает, что до 1917 г. "татарами” назывались только потомки живших в Степи Половецкой (Дешт-и-Кыпчак) кыпчакских и татаро-монгольских племён, рассеянные по всей России – татары литовские, крымские, кавказские… Также татарами звали "служилых татар” - ногайцев, касимовских татар и других тюрков, которые со времён Ивана Грозного составляли значительную часть дворянского сословия. А на Волге, как следует из статьи "Россия” Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона, жили волжские булгары. Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это и в память о погибшем в 1918 г. Сардаре Ваисове большевики разрешили украсить башню Суюмбики в Казанском Кремле полумесяцем.  В 1923 году была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями "татарин/татарка

 Мишәр мин, дип горурланам – татарымның  бер төре.  Бар халыклар арасында шиңми калган бер гөле.  

(Камил Хәмзин )   Мишары также жили в Волжской Булгарии и, возможно, были одними из правителей. Они стали частью большого татарского народа. И каждый мишарин всегда скажет, что он - "татарин со знаком качества". Мишары  действительно отличаются даже по генотипу - они более высокого роста, среди них много светловолосых, рыжих и голубоглазых. Они "более европейцы" среди всех татар. Большинство старых русских дворянских фамилий с татарскими корнями, которых известно около 500, также мишарские. Выражаясь современно,  мишары "более продвинуты", чем остальные татары. Они очень быстро приспосабливаются к внешней среде, очень энергичны и предприимчивы. Мишары не отказывались идти на службу к русским царям - они составляли большую группу "служилых татар", куда кроме них также входили  кряшены, нагайбаки и тептяры. Однако, в отличие от них, они редко принимали православие, предпочитая служить русскому престолу, не меняя религии.                                                                                                                                                                                                                                          Официально мишары везде пишутся как татары. Я являюсь одной маленькой  капелькой многомиллионной нации татар и я безмерно горжусь этим. Нас татар-мишар  много в Пензенской области ,  в Ульяновской, Нижегородской областях (Окский мишарский регион) и в традиционно мишарских районах Татарии - Дрожжановском и Буинском.  В Татарстане нас сразу можно отличить от других татар по выговору: в мишарском  диалекте очень много русских заимствований и несколько иная фонетика, нет некоторых звуков, так что иногда нас просто трудно понять. Зато с турками мы  общаемся более свободно, чем остальные татары. Кроме языковых различий, у нас есть свои оригинальные песни, есть отличия в народных костюмах. Да и национальная психология у нас также немного другая, чем у других татар, мы более привержены к религии. Одному Аллаху известно, чего нам стоило выжить , чтобы сохранить веру предков, и остаться татарами-мусульманами, наши предки  вели сопротивление на протяжении 500 лет, оставляли шахидов на поле боя, умирали смертью великомучеников, были сосланы в Сибирь. Наши предки шли на мученическую смерть, лишь бы не креститься и не быть, как русские. Погибали, но не сдавались. Лишь ценой колоссальных усилий мы смогли сохранить свою веру, язык и культуру.                                                                                                                                                                Мы живем вдалеке от  нашей исторической Родины, в Республике Чувашия .В течение 70 лет Советской власти  уничтожались наши мечети, предавались гонениям наши имамы и наставники. Сегодня повсеместно во всех татарских деревнях  и городах Чувашии восстанавливаются или же строятся новые мечети, открываются медресе. С  малых лет прививаются каноны ислама, правильная трактовка Корана, что очень актуально в наше не спокойное время, когда некоторые экстремистские настроения стремятся проникнуть в наши ряды и посеять смуту. Нашим  дедам и прадедам удалось сохранить для нас наш язык. Когда-то говорили, что татарину не нужен переводчик. Сегодня это не так. Но времена меняются, и пора к некоторым исконным качествам народа вернуться. Каждый татарин должен знать, кроме русского, еще и английский или другой европейский язык, но, прежде всего, он должен знать свой родной язык. Если ты не знаешь язык матери и у тебя нет национальной культуры, то ты никому в этом мире не нужен. Сохранили для нас нашу   самобытность,   наши обычаи, менталитет . Все эти годы ,у нас не было своего телевидения ,это сейчас мы имеем возможность наслаждаться эфиром Татарстанского  Национального Вещания. Не было своей газеты, это  сегодня в каждом татарском селении  Чувашии есть свое печатное издание. Огромное количество фестивалей, конкурсов организовываются  у нас. Нам очень приятно, когда  в Татарстане признают, что многие новшества, которые видят свет, рождаются у татар Чувашии. К нашему счастью ,есть сегодня общественная организация Всемирный конгресс  татар,  целью  которой является объединение всех татар, разбросанных  по  странам и континентам. Но тем не менее, наряду с такими нашими успехами ,у нас есть и проблемы. К сожалению, некоторые  позволяют изменение, коверкание своего имени (был Миннехалим Тимергалиевич,а стал Михаил Тимофеевич)или из-за комплекса неполноценности, или  стараются скрывать свое происхождение .Еще одна проблема-это невозможность изучения татарского языка и литературы в городах разных регионов. Нам приходится довольствоваться разговорной речью, которую к счастью наши родители могут пока нам привить. Самой острой  проблемой являются смешанные браки. Я не националистка и не в коей мере не хочу оскорбить или обидеть людей другой религии, но хочу привести несколько примеров, которые приводят к неприятным ситуациям  при смешанных браках. Во –первых, это благословение родителей. Я думаю, что родители любой национальности хотят, чтобы их дети и внуки оставались верны своей вере. Во-вторых, уже при приготовлениях к свадьбе встает вопрос венчания или никах. В третьих, при  рождении ребенка встает проблема: как назвать? Крестить или привести в ислам? И при этом, каждый родитель по праву захочет дать своему ребенку свою веру. Если даже этот спор разрешится, статистика показывает, что смешанные браки не бывают долговечными, потому что разный менталитет, разное воспитание, разная вера. Хотя Бог и един, с годами людям присуще становиться ближе к своей религии, а две веры под одной крышей- большая редкость. Рано или поздно одному из супругов придется уступить и принять религию другого, иначе семья развалится. Я перечислила основные, коренные составляющие благополучия семьи , от которых зависит будущее общества. Сейчас в мире идет жестокая конкуренция между национальными культурами. Конкуренция не оставляет надежды для ослабленных внутренними раздорами наций. Осознание этой простой истины дает настоящее чувство ответственности за судьбу своего народа.                               Г.Тукай мечтал увидеть татар в ряду самых передовых народов мира. Чтобы быть среди них, нужно подтягиваться на их уровень. Реальный вес  татар в России будут определять три фактора: укрепление Республики Татарстан, организованность национально-культурной автономии и единство мусульман. Если удастся объединить все три фактора в один кулак, тогда ни один серьезный вопрос в России не будет решаться без татар . Татары - мусульмане! У нас своя вера, своя уникальная культура, свой древнейший язык, свои вековые обычаи и мы должны не стыдится , а гордиться этим , лишь тогда мы  сохраним свою нацию , сохраним своё будущее!

щее!
Просмотров: 935 | Добавил: tatarin | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Мини-чат
...
...
...