Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке
зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в
котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек
был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность.
Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но
сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить
имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились
ценности или сам человек?
К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную
историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с
рассказами мамы, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам
род продолжают движение в жизненном цикле.Человек должен знать свои корни.
Только тогда он осознаёт себя продолжением своего рода, начинает себя больше
уважать. Такого человека не повернёшь куда хочешь, не склонишь ко злу, - это
уже не «человек толпы», а личность, которая помнит и чтит советы своих предков.
Когда рождается ребёнок, родители дают ему имя. В каждом имени есть
тайна. Говорят: не человек выбирает имя, а имя выбирает человека. Детей часто
называют именами их предков и я тоже не стала исключением.По прежним меркам,
моя семья не очень большая: папа-Салахов
Ильшат Альфритович,уроженец д.Чичканы,мой брат Айнур, но я хочу вам рассказать об истории родословной моей
матери – Гюзель Салаховой (Диаровой),которая
корнями уходит в славную деревню Урмаево Комсомольского района.
«История деревни Урмаево начинается с времен
Казанского ханства»-отмечает русский историк Чернышев Е. в своей работе
«Селения Казанского уезда». Из других источников в отказных книгах свияженина Ивана Андреевича
за(1676-1677) год записано :По указу блаженыя памяти Великого государя царя и
великого Князя Алексеевича , всея Великая и Малыя Белыя России самодержца и по
грамоте , какова прислана в Свияжск к воеводе Ивану Нарышкину , да к дьяку Лариону Ермолаеву прошлого
185-ого году отказано в Свияжском уезде служилым татаринам
деревни Урмаевой Сулейманку Урмаеву, Мряску Яковлеву со товарищи 20 человек
поместье в оброк оброчная земля по речке Кундурле при сторонних людей изверстав
по 20 четвертей человеку в поле ...В
1684 году жители Урмаевой Явлейка Мрясов Сулейманко Урмаев подали челобитную в
городе Свияжске воеводе Постнику Григорьевичу Огареву и дьяку Василию никитину
с просьбой выдать им с отказных книг Карташева владенную выпись(ИА
ЧГГИ-отд.2ед.Хр156,с103-104).Фамилия Урмаев-
Урмай , а Урмай-укороченное имя Урмэхэммэт А Урмэхэммэт был
основоположником села Урмаево.На протяжении всего архива хоть и говорится об Урмаеве Сулейманко ,
но можно смело сказать , что не он был
основоположником деревни,а лишь жил там и вероятно был потомком Урмэхэммэта.
Из рассказов моего дедушки Саниуллы и бабушки Зейнап (они были хранителями
родословной Диаровых),мне удалось проследить историю рода
с конца 17 века. Основоположником фамилии Диаровых был дед ДИАР. Он был из зажиточной семьи и взял в жены скромную,но
красавицу АЙЗУ с большим приданым. У
них родилось восемь детей:две дочери и
шесть сыновей. В то время на основании указа палаты Симбирской казны за рождение сыновей выделяли земельные
наделы. Таким образом,у них было достаточно земли и они занимались земледелием
и скотоводством. Один из их сыновей ФЕРАХИ, был женат на ЛЕЙЛЕ. У них родилось пятеро детей:две дочери Кэнифэ(ее выкрали замуж в д.Чичканы за сына Якупа Зэйдуллу-он
является прадедом замечательного татарского поэта Ркаила Зайдуллы) и Кайчэ(продолжением ее линии рода являются сын
Гадельзян-его сыновья Байтимер и Равил(кайчук) ,трое сыновей Садртдин,Сабирзян и Рахимзян.Очень тяжелые настали времена
для простого народа.Началась первая мировая война.Садртдин к этому времени был уже женат и у него было
трое детей:Сахип,Бэдртдин(линия Ферахиевых кул урамы :Сания,Гэрэфтдин,Имамтдин,Хания,Вагизэ,Вагиз)и Жамалдин(Ферахиевы по ул.Ленина),а
бойкая и жизнерадостная Гайнижамал вошла в семью женой
Сабирзяна, у них родилось двое детей:Зариф(линия Рифкать и Минсэит
Ферахиевых(шайтан)) и Зиннэт
.Отцов семейств забрали на войну. Жены с нетерпением ждали своих мужей, а дети
– отцов. Вернулся и Сабирзян с войны, но инвалидом. Не сразу наладилась
послевоенная жизнь, много лишений пришлось вытерпеть семье.Он долго болел и
оставил Гайнижамал с двумя детьми на руках.С целью сохранения семьи и ради
оставшихся сирот,родители вынуждены были женить подрастающего Рахимзяна на
Гайнижамал.От этого брака на свет появилось еще четверо детей:Хасият,Саниулла,Шемшинур(линия Садыковых),Элфинур(линия Рахимовых в
пос.Буинск). Гайнижамал с уважением
вспоминала родителей мужа: Ферахи и Лейлу, они помогли ей вырастить шестерых детей : из всех родившихся детей только они смогли
выжить в то трудное время. Один из них – мой
дед Саниулла(линия Диаровых),он
родился 1928 году.Недолго длилось счастье в этом доме,пришла общая беда,
началась Великая Отечественная война. Гайнижамал опять провожала уже второго
мужа на войну,прадед Рахимзян со старшим сыном Хасиятом и с племянниками Зарифом и Зиннэтом уходят защищать свою родину. Ужасные тяготы
войны легли на плечи женщин и детей. «Все для фронта,все для победы!»-последнее
выскребали и отправляли на фронт,а в деревне свирепствовал голод. В семье дед
Саниулла остался за старшего , ведь еще
были две сестрички. На протяжении всей войны он работал, старался прокормить
семью. Да еще у двоюродной сестры Фэйрузэ(линия Закировых), отца убило на войне, а мама умерла от голода(они жили в дер.Алибаш).Ее тоже взяли в семью. Так, у деда стало
три сестры. Гайнижамал все переживала, как же они выживут и как она скажет мужу о прибавлении в семье?В 1944году Рахимзян один вернулся с войны
раненый,племянники и сын погибли... Он обрадовался, когда узнал ,что не
бросили сироту Фэйрузэ, а взяли в
семью. Сказал, что может быть благодаря этому он остался в живых и
относился к ней с такой же нежностью, как
и к своим детям.Как только исполнилось 18 лет, деда Саниуллу призвали в
армию, но к счастью война закончилась и ему не довелось воевать. Это, конечно,
не значит, что у него была легкая жизнь. После войны было всем тяжело, но нужно
было жить дальше. Дед женился на голубоглазой и мудрой Зейнап.Выдали замуж трех
сестер, всем сыграли свадьбы и в течение
всей жизни опекали их, помогали их семьям.Очень трепетно относились к своим родителям, они с бабушкой Зейнап были счастливы ,что родители
прожили долго, нянчились с детьми ,а их у деда было семеро. Пять сыновей: Ильгизэр,Камиль,Мансур,Минзофэр,Рэфис и
две дочери Мэрзэния (линия Минуллиных
г.Канаш ) и Гюзель- моя мама.Всем
детям бабушка с дедушкой дали высшее образование. Сколько пришлось трудиться,
чтобы семерых поставить на ноги, справлять свадьбы! (сейчас нас более сорока человек)Но никогда дети не видели у них недовольных
лиц, ссор с бабушкой.Всю жизнь они учили своих детей добру, честности,
сострадать другим, помогать.Деда в деревне называли аксакалом и все ходили к
нему за советом. Он был очень добрым и умным, играл на гармони , рассказывал
забавные истории из детства наших родителей,рассказывал нам о жизни ,о всяких
ситуациях, разные истории из прошлого своего рода, о положительных и отрицательных
качествах людей и позволял нам самим
делать выводы. Рядом с ним мы чувствовали себя взрослыми и умными, хотя сами
были маленькими.Они с бабушкой прожили 56
счастливых лет .К сожалению, сегодня их нет среди нас... Они не делали гениальных открытий,не совершали
великих подвигов ,но они совершали простые человечные поступки,несли добро
людям,сплачивали семью и сохраняли достоинство при любых ситуациях.Поэтому я чувствую за собой великую опору и силу- силу
родства, любви, доверия. Я думаю, ничто не страшно мне в этом мире с такой
поддержкой, с такими корнями. Я горжусь, что зовут меня АЙЗА,как нашу родоначальницу со стороны мамы,и что не
потеряна связь времен,что принадлежу к этой семье, и со мной солидарен мой брат Айнур, и мечтаем мы прожить такую же
достойную жизнь,сохранить дух и традиции наших предков, и каждый из нас возьмет
в свою новую семью частичку этого духовного
богатства и привьет в свою семью, своим детям. Учитывая условия конкурса,я при всем моем
желании ,не могу рассказать про всех моих многочисленных,но близких мне родственниках,поэтому попыталась донести до читателей тот стержень , настрой ,дух,те человеческие
ценности, которые дошли до нас сквозь
столетия благодаря моим предкам . Моя
семья – это частичка этого доброго и справедливого рода, и счастье в том, что я
знаю, откуда я , и кто я. Моя семья – это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших
родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет они встретят
меня в том, другом мире. И я скажу, что история нашей семьи и её традиции
хранятся у моих детей и внуков. Я верю,
что эта связующая нас нить не оборвется никогда!
|