Главная » Статьи » Мои статьи

Пятнадцать лет спустя "Звезда Поволжья", №05 (12-18.02.09)
Пятнадцать лет спустя
"Звезда Поволжья", №05 (12-18.02.09) 
В этом году 15 февраля исполняется 15 лет с того дня, как был подписан первый Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан». Конечно, 15 лет – не круглая дата, но тем не менее дает повод еще раз поговорить о значении данного документа. 
Договороспособный Татарстан
Хотя люди, хорошо знакомые с этой темой, могут спросить: а что еще нового можно сказать о договоре, который в свое время и так был изучен вдоль и поперек. Прошедший 2008 год, а точнее, события, связанные с провозглашением и признанием независимости Косово, Южной Осетии и Абхазии, дают возможность еще раз по достоинству оценить событие пятнадцатилетней давности. В период кавказского кризиса прошлым летом в СМИ звучали призывы к Шаймиеву обнародовать свою позицию по этому конфликту. В одной из статей даже утверждалось, что Татарстан несет свою долю ответственности за кавказские события как один из лидеров борьбы автономий за свои права, которую я в одной из своих журнальных статей назвал «восстанием автономий». Если помните, руководство Татарстана долго держало здесь паузу. Причину этого потом объясняли тем, что, мол, из Москвы попросили Шаймиева воздержаться от каких-либо заявлений. 
Однако какова не была бы реальная причина долгого молчания официального Татарстана, есть другое весомое объяснение этому. Говоря словами одного исторического деятеля, Татарстан пошел другим путем, чем другие так называемые «восставшие автономии». Он пошел не по пути сепаратизма и раскола, межнациональной вражды и пролития крови, а, наоборот, выбрал путь мира и объединения. И не важно сейчас, что лежало в основе этого выбора – реальная оценка ситуации или твердое следование неким политическим принципам. Думаю, что было и то, и другое. Принципиально здесь было и то, что Татарстан и Россия благодаря своим лидерам – Минтимеру Шаймиеву и Борису Ельцину - проявили с самого начала договороспособность. В данном случае под договороспособностью понимается не наличие некоего юридического документа, а сам процесс совместного поиска сторонами решения проблем и готовность прийти к некоему согласию. 
Как известно, Татарстан поддержал действия Москвы на Кавказе. Но в своем ноябрьском послании Государственному Совету РТ президент Шаймиев счел необходимым особо подчеркнуть, что «военный конфликт на Кавказе в очередной раз продемонстрировал тупиковый характер силового решения межэтнических вопросов. Республика Татарстан не понаслышке представляет себе всю сложность урегулирования подобных конфликтов на опыте непростых 1990 - 1994 годов». За этими словами кроется не только предупреждение современным политикам об опасности использовать силу в решении национальных вопросов, но и признание драматичности отношений центра и Татарстана в начале 1990-х годов. 
В связи с недавними конфликтами на Ближнем Востоке, Балканах и Кавказе часто приходилось слышать одну и ту же констатацию факта. Палестинцы и израильтяне, косовары и сербы, грузины и осетины, абхазы уже не могут жить в одном государстве. То есть взаимная ненависть и недоверие между этими народами достигли того градуса кипения, когда у мирового сообщества не остается уже иного выбора, как развести их по разные стороны государственной границы. Все, кто хорошо знаком с ситуацией в этих регионах, прекрасно понимают, что и эта вынужденная мера не дает проживающим там народам ни настоящей независимости, ни твердой гарантии от нового всплеска насилия между ними. Так называемый мир на Балканах и Кавказе и так называемая независимость Косово, Южной Осетии и Абхазии обеспечиваются армиями мировых держав. Если бы не иностранные штыки, то вскоре мы стали бы вновь свидетелями очередного всплеска межэтнических конфликтов на этих территориях.
Ценность выбранного Татарстаном пути в 1994 году и поддержанного Россией заключается в том, что русские и татары продемонстрировали готовность и дальше совместно жить, работать и творить в одном государстве и в одной республике. Имея непростую историю отношений между собой, они сумели сохранить взаимопонимание и в новейшей истории. Правда, находились и те, кто утверждал, что никаких заслуг Шаймиева, его команды здесь нет. Мол, татары и русские и до этого жили мирно несколько веков. Однако при этом игнорируются два момента. Во-первых, этот мир был условным, ибо существовал только за счет того, что татары веками безропотно терпели игнорирование своих интересов и попрание прав. Собственно, как и остальные народы Российской империи и Советского Союза, включая русский народ. Кстати, об этой нашей общей черте национальных характеров – терпении - отметил недавно в своем интервью и новый патриарх Русской православной церкви Кирилл. Но, как известно, любому терпению несправедливости рано или поздно приходит конец. Во-вторых, как показывает практика, не бывает решенного на все времена национального вопроса, как любила трубить в свое время советская пропаганда. Его нужно решать каждый день, и традиции многовекового мирного существования еще не дают гарантий его сохранения в настоящем и будущем. Самым ярким примером, подтверждающим это, являются отношения между Россией и Грузией. Русские и грузины никогда не воевали между собой, их объединяют глубокие исторические и культурные связи. Единственным историческим фактом, омрачавшим эти отношения, была оккупация Грузии Красной Армией в 1920 году. Но ведь организована она была грузинами Орджоникидзе и Сталиным. Как мы видим, несмотря на все эти добрые традиции, война оказалась возможной и между еще вчера братскими народами, если к власти приходят люди, одержимые воинствующим национализмом и местечковыми комплексами. 
Федерализм и сепаратизм
На недавнем научном симпозиуме в КГУ, посвященном политическим итогам 2008 г., возникла достаточно острая дискуссия по поводу того, имеется ли какой-либо сепаратистский потенциал сегодня в Татарстане. «Звезда Поволжья» писала уже об этой дискуссии. Делавшая по этой теме доклад Яна Амелина пришла к выводу, что сепаратистский потенциал в республике равен нулю. И хотя с этим выводом многие участники симпозиума не согласились, тем не менее Амелина, с моей точки зрения, была в принципе права. Но причину этого факта она объяснить правильно не сумела. Если быть точнее, то таких причин здесь несколько.
Это прежде всего политическая традиция, идущая с 1917 года, когда татарские деятели национального движения приступили к реализации федералистского проекта под названием Штат Идель-Урал. Именно отсюда берет свое начало татарстанское направление в российском федерализме. В преддверии подготовки к празднованию в следующем году 90-летия образования ТАССР, думаю, нужно будет провести серьезную историко-просвещенческую работу по поводу того, что предшествовало этому событию. Ибо до сих пор у нас гуляют старые мифы о том, что национальные автономии появились в России исключительно благодаря мудрой ленинско-сталинской национальной политики. А о том, что сама эта политика стала ответом на мощное национальное движение в стране в тот период, об этом не хотят говорить или просто не знают, как реально формировалось национально-государственное устройство в России. 
Другая причина заключается в сложившемся особом менталитете народов, проживающих в нашем регионе. Хотя, как я сказал уже выше, этот фактор не дает полной гарантии межнациональной стабильности, если не подкрепляется другими, более существенными факторами. В нашем случае это сложившаяся в начале 1990-х годов, причем впервые в многовековой истории России, практика нахождения компромисса в отношениях между Москвой и Казанью, центром и регионом. Это то, что я назвал выше договороспособностью. И хотя с тех пор стиль этих отношений существенно изменился, тем не менее необходимость в терпеливом поиске согласия, решений, устраивающих обе стороны, не пропала. Потому что пока существует и действует договороспособность между Москвой и Казанью, сепаратистский потенциал в Татарстане будет оставаться близким к нулю.
Хотя Договор между РФ и РТ 1994 г. прекратил свое действие, тем не менее он не потерял своей значимости до сих пор. Ведь недаром в преамбуле нового договора, заключенного между Москвой и Казанью в 2007 году, появились следующие слова: «Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Татарстан… учитывая опыт применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан… от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 года… договорились о нижеследующем…» Эти слова преамбулы не только подчеркнули важность использование опыта применения Договора 1994 года в дальнейшем, но и признали еще раз легитимность с точки зрения российских властей действий Татарстана в начале 1990-годов, как и самого этого договора на новом историческом витке. 
Выбранный еще нашими предками федералистский путь развития отнюдь не усыпан лепестками роз. Но он выступает единственно разумной альтернативой как сепаратизму, так и унитаризму. Мы не должны здесь отступать, ссылаясь на трудные времена. Ведь важно не то, какое время на дворе, а важно то, какие мы сами. Поэтому и пятнадцать лет спустя от нас требуется та же твердость и последовательность в достижении цели, которую продемонстрировал Татарстан 15 февраля 1994 года. 
Марат ХАЙРУЛЛИН, депутат ГС РТ, директор Фонда политических исследований и технологий.


Категория: Мои статьи | Добавил: tatarin (30.06.2009)
Просмотров: 673 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Мини-чат
...
...
...