21:14 Образцовое татарское село Средняя Елюзань | |
Село Средняя Елюзань современного Городищенского района Пензенской области является исконно татарским селом, основанным в 80-х годах XVII столетия. Сегодня это крупнейшее татарское селение в европейской части России, насчитывающее около 11 тысяч жителей. Одной из
внешних черт облика села является основательность его строений. В Елюзани около
3 тысяч домов, только 7 из них – из дерева, остальные – кирпичные или
смешанные. Дома, премущественно, 2-х-3-х этажные, многие украшены орнаментом из
цветного кирпича, мрамора и облицовочного камня. Одноэтажные дома также крупногабаритные – от
100 до 500 и более кв.м. Помещения для
скота напоминают современные мини-фермы – в них содержится 10-12 голов крупного
рогатого скота в среднем. Село газофицировано и телефонизировано, газ и телефон
проведены жителями за свой счет. Практически в каждом доме имеется спутниковая
антенна, подключен Интернет. Внутренние дороги с асфальтовым покрытием, которое, однако, разбито, ибо в собственности у жителей села
1200 грузовых автомобилей "КаМАЗ”, «МАЗ» и
«Газелей», около
3-х тысяч легковых автомобилей. Высокий
упровень благосостояния жителей села обеспечен их трудолюбием. В селе нет
безработицы. В условиях разрушавшегося в
годы перестройки сельского хозяйства елюзанцы создавали собственные рабочие
места. Имеются семь мельниц, где перерабатываются зерновые и масличные
культуры. Действуют три скотобойни, четыре цеха по переработке мяса,
деревообрабатывающий цех, автопарк маршруток, курсирующих до областного центра и по РФ. В настоящее
время елюзанцы закупили два комфортабельных автобуса «Мерседес», которые
ежедневно курсируют из Средней Елюзани в Москву. Работают макаронная фабрика, маслобойня,
четыре пекарни, пункт по ремонту сельхозтехники и техобслуживанию транспорта.
Имеются 52 магазина, три крытых рынка, автосервис, бильярдная, аптека,
стоматологический кабинет, ателье и
Интернет-кафе, на свои средства селяне построили ипподром и оборудовали
футбольное поле, купили пожарную машину. Елюзанцы выращивают мясо на убой
(обеспечивают Москву, Саратов, Самару и другие города Поволжья, в т.ч.
«халяльным» мясом), выращивают масличные и высокодоходные зерновые культуры.
Собственных угодий не хватает, для откорма скота елюзанцы арендуют земли в
соседних русских деревнях. Еще одной статьей дохода жителей села является
отхожий извоз. Ежегодно колонны личных автомобилей жителей Елюзани привлекаются по договорам на уборку зерна, сахарной
свеклы, картофеля в хозяйствах Татарстана, Саратовской, Самарской и других
областей Поволжья, сотни автомобилей работают на стройках Москвы и других
городов. Отличительными чертами духовной
жизни Средней Елазани является абсолютное отсутствие пъянства и приверженность
жителей села исламской религии. Здесь только в двух магазинах, учредителями
которых является районные государственные учреждения, продаются спиртные
напитки. Их потребляют, в основном,
приезжие, работающие в селе жители
соседних деревень и приезжающие из других регионов на рынки села
покупатели. Пятница в Елюзани выходной день.
Школа также работает в этот день до обеда,
чтобы дети успевали на пятничный намаз. В селе 7 мечетей, строится еще
две. Юноши и девушки привержены
мусульманским традициям – в селе не проводится шумных вечеринок, дискотек, нет
праздного уличного шатания по вечерам, молодежь проводит время в спортзале, Интернет-кафе. В месяц Рамадан все село держит уразу. Характерной чертой внешнего общения является
вежливость, почитание к старшим, негромкая речь с мягким мишарским
говором. В селе закрыли детский сад, ибо
детей принято воспитывать в семье. В
Елюзани высокая рождаемость – за 6 месяцев 2005 года появилось на свет 86
младенцев. В селе практически нет смешанных браков, большой редкостью являются
разводы. Отсутствует преступность.
Общественным мнением осуждаются употребление спиртных напитков,
моральная распущенность, леность. При
этом присутствует терпимость к другим религиям и иному образу жизни. Жители
соседних русских деревень, работающие в
этом селе в качестве строителей на разных объектах, благодарны елюзанцам за
работу и приют. «Это единственное место в округе, где есть работа и вовремя
платят зарплату, русских не обижают, благодаря татарам мы кормим свои семьи», -
заявляют они многочисленным корреспондентам, приезжающим своими глазами
посмотреть на этот феномен. Традиционными в селе являются
коллективизм, взаимоподдержка и взаимовыручка. Нынешние елюзанцы помогли
отстроиться и обжиться уроженцам села,
вернувшимся из регионов межнациональных конфликтов в Средней Азии. Все
мечети, медресе, многие социальные объекты
построены и содержатся на средства прихожан. В их среде распространена
приверженность зякату - религиозному налогу, когда жители вносят на социальные
нужды крупные пожертвования, исчисляемые десятками тысяч рублей. Таким образом, приверженность к
исламу и сохранение традиционных
общественных устоев позволили Средней Елюзани стать современным
образцовым татарским селом. Рустэм
Гайнетдинов, кандидат исторических наук | |
|
Всего комментариев: 0 | |