Главная » 2011 Май 1 » Неполезная исламизация
23:19 Неполезная исламизация | |
После деформации татарской национальной культуры в период советской власти Ислам является одним из главных механизмов в процессе национального возрождения. Для татар именно исламский образ жизни всегда являлся и наиболее объемлющим выражением этнического пространства и нациоональным символом. Весь комплекс исламского самосознания, бытования Ислама у татар до революции сложился в своего рода этнонациональный вероисповедальный комплекс.
Неудивительно поэтому, что религиозная духовность понималась как самый действенный механизм национального возрождения, этнической интеграции. К счастью, у татар есть регионы, где счастливым образом найден и реализован рецепт такого позиционирования Ислама в национальной жизни татар. Это, например, Чувашия, где гармонично сопрягаются как исламские, так и этнические ресурсы в татаро-национальном становлении. К сожалению, в некоторых других местах Ислам представляется лишь как общемировая данность, вычищенная от всякого этнического компонента, что противопоставляет его татарскому национальному возрождению, даже лишает национально ориентированную деятельность ценностного смысла, что в конечном счёте может привести к конфликту "мусульманского" и "татарского" трендов в национальном становлении. Опыт Чувашии, её татарских деревень, показывает, что религиозное возрождение может стать существенным эффективным фактором в реэтнизации татар. Необходимо уже понять и осознать, что религиозное возрождение или исламизация неоднородна, есть разные её варианты. По сути только один из них играет роль этноинтегрирующего фактора. Априорно позитивное общее отношение к исламизации, отождествление её с этнонациональной культурой является неверным, т.к. "салафит"ствующая исламизация крайне негативно настроена к этнической культуре татар и нацелена на её уничтожение. Напомним их лозунг: "Исламда миллэт юк!"("В Исламе нет национальностей!" - являющийся по сути в их понимании смертным приговором для этнического выживания татар. Очевидно, что только ханафитская мусульманская традиция является для татар уникальным целостным механизмом национального возрождения и может стать существенной частью татарской национальной идеи. Формируемая татарская этносфера не может никак обойтись без мусульманского компонента, поэтому нельзя ошибиться в предлагаемых ныне татарам двух вариантах исламизации. Одна - "салафит"ская модель, она маскируется под название "мы просто мусульмане". Такая мимикрия делается сознательно, чтобы скрыть её ваххабитское содержание. Ведь, к сожалению, ныне мы лишены удовольствия быть "просто мусульманами", т.к. есть шииты, ваххабиты, ахмадиты и др., поэтому приходится уточнять свою принадлежность к одному из мусульманских течений. И это верно для всех мировых религий: нет "просто христиан", есть православные христиане, христиане-католики, христиане-протестанты и т.д. Поэтому нужно быть бдительными, если перед вами появятся проповедники, громко кричащие, что они "просто мусульмане", значит, они или шииты, или ваххабиты. Они из-за ненависти к ханафитскому мазхабу лицемерно пытаются скрыть свою истинную принадлежность к безмазхабному известному течению. Второй вариант исламизации - это традиционная для татар ханафитская модель - комплиментарная к этнической татарской культуре, гарантирующая в будущем воспроизводство татарского языка, относящаяся к татарской этносфере как к безусловной ценности. Остаётся надеяться, что у татарской интеллигенции и духовенства хватит ума и мудрости не ошибиться в этом простом выборе без выбора: не допустить антиэтническую татарофобную исламизацию, чреватую суицидальными взрывами. Валиулла Якупов, к.и.н., "Звезда Поволжья", 34. | |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||
...
Наш опрос
Мишар
Статистика
...
...
...
...
...
Мини-чат
...
...
Друзья сайта
...