Главная » 2010 » Январь » 29 » МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ
21:56
МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ

Новая работа В.Камалетдинова "Венеция"
Вагиз Камалетдинов родился 30 ноября 1951года в большом татарском селении Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики. После средней школы учился на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я.Яковлева(1964-1974).Своим главным наставником в искусстве считает художника-педагога А.А.Макарова. "Хороший учитель работает с учениками на будущее", - скажет Вагиз Халимович много лет спустя, сам, будучи учителем, глубоко понимая миссию педагога-наставника. На старших курсах учился у мастера живописи и авторитетного педагога Н.В. Овчинникова, а дипломную работу "В мастерской художника" написал под руководством Р.Ф.Федорова - всеобщего кумира студенческой молодежи.
После вуза три года работал в Урмаевской средней школе. Затем, отслужив в армии, недолго работал художником на предприятиях Волгограда и Уфы, один учебный год – учителем вЧебоксарской средней школе №38. В 1980году вернулся на «малую» родину и продолжил педагогическую деятельность в Урмаевской средней школе. Повседневную работу сельского учителя умело сочетает с активной творческой - создает картины, пишет портреты, пейзажи и натюрморты. Неоднократно участвовал выставках, проводимых Союзом художников Чувашии, в других масштабных смотрах искусства, в том числе в фестивале искусств «Чувашия, Германия, Россия» (1993г.) Провел персональные выставки в Комсомольском (1991, 1994, 1997,2001), Чебоксарах (1990,1994) и Казани (1990, 2000).
Особо следует подчеркнуть, что в искусстве Вагиза Камалетдинова нет оттенка провинциальности – он творит мощно, профессионально грамотно и убедительно. По всему видно, что художник наделен природой активной творческой энергией и способностью не удовлетвориться достигнутыми успехами. Зрители и специалисты отмечают зрелость мастера, его неповторимое мироощущение, которое он полно и ярко выражает в своих живописных полотнах. В процессе создании образов современников автор иногда обращается к богатейшему наследию мирового и отечественного изобразительного искусства. Так в цветовом строе и пластико- ритмических приемах отдельных произведений заметны отголоски живописи итальянского художника-неореалиста Ренато Гуттузо и советских «суровостилевцев», прежде всего Таира Салахова. А в произведениях политематического звучания, в которых автор стремится отразить, к примеру, синтез живописи и музыки или передать напряжение творческого процесса и «материализовать» рождение художественного образа, не пренебрегает приемами мастеров авангардного искусства.
Среди значительных созданий художника, относящихся к портрету – картине, следует назвать полотна «Художник»(1986), «Единомышленники»(1987), «Братья»(1993), «Портрет отца»(2005). Психологический выразительностью отличается многие автопортреты. Им характерны динамизм композиционных решений, экспрессивность цветовой палитры, приподнято-романтическое расположение духа, а порой и драматизм мироощущения. По образному состоянию к автопортретам близки работы «Портрет юноши»(1980), портреты друга Илгезера(1983,1985,1987,1989), «Кандидат экономических наук М.М.Мударисов», «Президент ВТОЦ ЧР Фарит Гибатдинов», «Президент ОАО «Дуслык» К.З.Пахалов» (2006).
Богата галерея детских портретов, с упоением создавшаяся в первой половине 1980-х годов. В этих портретах-откровениях, широко и смело написанных за один сеанс, видна меткость характеристик маленьких героев – непоседливость, чистота помыслов, неподдельный интерес к происходящему… Как признается Вагиз Халимович, на детскую тему в портрете его подвигли сын Эльдар и дочь Энже,изо дня в день, постигавшие окружающую в ту пору мудрость жизни и открывавшие окружающий мир. Позже этот раздел в творчестве мастера пополнился чудными живописными портретами «Илнур»(1989), «Зульфия»(2000) и портретом «Энже» (1985), «Лейсен»(2001) и др., выполненными графическими материалами.
Без преувеличения можно констатировать, что центральное место в искусстве Вагиза Камалетдинова занимает образ Владимира Высоцкого. Судя по цвето-ритмическому построению больших живописных полотен, посвященных этой яркой и страстной творческой личности, художник стремится написать не просто узнаваемый портрет Высоцкого, но прежде всего создать такие произведения, которые ассоциировались бы с образом поэта и артиста, «доносили» было зрителя даже тембр голоса и звон гитары, а главное – содержание песен, ставших явлением эпохи.
Трагической судьбе Волжской Булгарии и ее столицы – города гиганта Биляра посвящена картина «Волжские Булгары.Реквием»(2004). Ее композиционно-образный строй словно навеян строками некоего исторического романа, посвященного событием 1236 года, когда не стало великого государства и была разрушена и сожжена дотла его столица. Автор полотна, ныне находящегося в Исполкоме Всемирного конгресса татар в Казани, размышляет: «Белые кони без всадников. Они мчатся мимо падающих Великого города. Глаза воинов печальны. На их щитах отражается пожарище - трагедия века. Но они не сломлены. Они возродят былую мощь Булгарии. Мы их продолжение. Продолжение их величия и мощи. Кони найдут своих седоков…»
На протяжении всей творческой жизни Вагиз Камалетдинов пишет пейзажи. В них отражены виды села Урмаево и его окрестностей. Автор довольно тонко чувствует переменчивое состояние природы, что особенно ощущается при сравнении наполненных солнечным светом с полотнами, где преобладают вечерние или ночные тона. В конце прошлого века была начата замечательная серия «Макуловские мотивы», которая из года в год пополняется новыми работами, воспевающими живописные уголки Предуралья. В цикле проникновенных плэнерных этюдов 2004года запечатлены исторические места города Биляра, пропитанные, говоря словами художника , «благодатным духом» Великой БУЛГАРИИ.
Несколько тем разрабатывает живописец в жанре натюрморта. Первая из них связана с «кухней» художника и атрибутами искусства. Следующая – с дарами природы, миром цветов и плодов. Третья – с отражением повседневной жизни. Ряд натюрмортов связан с темой памяти о предках, об ушедших веках.
Нельзя не сказать еще об одной грани таланта Вагиза Камалетдинова. Это - его увлеченность музыкой , авторскими песнями известных бардов и его собственное исполнительское искусство (он мастерски играет на гитаре и великолепно поет).
В ходе работы над статьей к альбому мне довелось побывать в тех краях, где родился, рос и формировался Вагиз Камалетдинов. Побывать там , где за райцентром, в низине, распластано огромное село Урмаево с прилегающими полями, лугами и лесами. Там, где отчий дом и дом, выстроенный самим художником. Там , где живут герои его полотен. Довелось увидеть мастерскую при школе, где Вагиз Халимович проводит занятия с учениками художественного отделения Комсомольской ДШИ. Здесь же он приобщает учеников средней школы к миру прекрасного, обучает из азбуке изобразительного искусства. Стены мастерской увешаны живописными холстами Вагиза Камалетдинова. Подумалось, хорошо бы организовать в селе художественную галерею произведений мастера – заслуженного работника культуры Чувашской Республики, отличника народного образования Российской Федерации. Галерею, где во всей полноте можно показать многогранное творчество художника-подвижника, патриота своей «малой» родины и талантливого сына татарского народа. Галерея явилась бы культурным центром, гордостью и достопримечательностью села, ведь Урмаево посещают не только соотечественники, но и немало зарубежных гостей.
Ю.В.ВИКТОРОВ, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств ЧР



Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 625 | Добавил: tatarin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Мини-чат
...
...
...