16:27 КОСТЮМЫ ТАТАР-МИШАР УРМАЕВО | |
К сожалению старинные женские, так и мужские костюмы татар-мишар села Урмаево почти не сохранились. Больше всего сохранились женские платья с 3, 4 до 7 оборками. С появлением и развитием мануфактуры в начале девятнадцатого века шили платья из фабричных однотонных тканей. До этого шили платья из домотканного холста. Сверху одевали камзолы безрукавки, нагрудники (Кукрякця) и хасите. Нагрудники и хасите были праздничные и повседневные. Праздничные оформлены монетами, камнями, растительными вышивками. Головные уборы, в основном платки, шапки и домотканые платки типа шотландки. Мужские костюмы мало отличались от русских костюмов. Мужской костюм у мишар был простым: он состоял из холщовой рубахи и сине-белых или синих портов. Крой рубахи напоминал чувашский. Нагрудный разрез делали по центру, слева или справа. Праздничные рубахи украшали вышивкой с геометрическими или растительными узорами, зажиточные крестьяне шили рубахи из дорогой ткани и укрепляли с помощью подклада. Рубаху обязательно подпоясывали. Весной и осенью мишаре носили приталенный кафтан из сукна, а зимой – шубы, чапаны, тулупы. Летом мужчины носили высокие войлочные шляпы «грешневки», а зимой – меховые ушанки и треухи. В начале XX века в деревнях вошли в моду картузы. О костюме мишарей. Гайнетдин Ахмеров Костюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же
татарский, но они носят одежду более старинной формы. Из сведений,
доставленных Е.А.Малову татарином С.А. относительно формы, видно следующее:
"одежда мишарей подходит на одежду старых времен, новой моды у них
нет" (С. 87). У казанских же татар форма часто меняется, как у народа
торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е.А.Малов
говорит, что одежда у мишарей простая древнего покроя, а не изысканная одежда
мухаммеданской формы (с.15). Е.А.Малов заметил, что рубашки у мишарей, как у
русских, бывают своего изделия красные или пестрые, то есть красно-синие
клетками (С. 16). В некоторых местах
(губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском
костюме мишарей замечается русско-деревенское влияние, например, иногда мишари
носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или
русские лапти 115. У татар же, как на
мужском, так и на женском костюме, в последнее время стало назначаться русское
городское влияние. Головная повязка у
мишарок имеет особую форму, совершенно сходную с киргизской. Сначала
обвертывают голову белым покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком,
распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особенность головной повязки
мишарок указал и Е.А.Малов (С.16) и Черемшанский 116. И.Н.Смирнов заметил, что,
по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора 117. Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же, во время полевых работ, часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позументное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов. У мишарок есть свой
национальный камзол - род верхнего платья с короткими полами, и рукавами до
локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной
застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не
покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар
(в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой,
именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают
друг друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым. Мишари носят вязаные
чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки. У костромских мишарей
ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только
и можно различить от русских баб по этому наряду. Костюм мишарей в
губерниях Оренбургской и Уфимской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько
не отличается от костюма башкир и татар того края. Примечание. 115. У мишарей нет своих портных, шапочников и сапожников, все это готовят им русские мастеровые. Русские портные города Буинска расходятся по всей мишарской стране на Волге и Оке. У казанских же татар много своих портных, особенно в Мамадышском уезде, и они отправляются на зиму для заработков в губернии Вятскую, Уфимскую, Пермскую и далее в Сибирь. Азиатскую обувь, тюбетейки, шапки татарские производит Казань. У мишарей своих лаптей тоже нет, татарские лапти они считают чувашскими. 116. "Описание Оренбургской губернии". С.151-164. 117. "Мордва". С.428. О языке и народности мишарей. Известие Общества археологии, истории и этнографии. Том XIX, вып. 2 - Казань , 1893. - С.91-160. Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2 · Картинка 3 · Картинка 4 · Картинка 5 · Картинка 6 · Картинка 7 · Картинка 8 | |
|
Всего комментариев: 0 | |