Главная » 2010 » Ноябрь » 9 » ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАСАЕТСЯ ТАТАР-МИШАР НАШЕЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
21:46
ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАСАЕТСЯ ТАТАР-МИШАР НАШЕЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ФОТО: Рэзиле Сиренеева - ТАТАРКА-МИШАРКА, учащаяся вокального отделения Урмаевского структурного подразделения МОУДОД "Комсомольская ДШИ", солистка народного фольклорно-эстрадного ансамбля "Мишар".
БЕЗ – НИЖГАРЛАР, ТАТАРЛАР 

Это – наш ответ на вопрос «Нижегородские татары – татары ли?». Он был поставлен миссионерами в конце XIX столетия в статьях А.С.Гациского - предводителя Нижегородской ученой архивной комиссии (НГУАК) под названием «Нижегородские татары – татары ли?». Статья была опубликована в газете «Нижегородские губернские ведомости» (1886,№№39,41-42).

Вопрос был поставлен 124 года назад, но он и поныне то и дело мелькает в интернете, вызывая недоумения у читателей. Сам же Гациский дал пояснение на поставленный вопрос. По его мнению, предками нижегородских татар являются мещеры-угрофинны, якобы отатарившиеся сравнительно недавно ( в XIV-XV в.в.) под влиянием золотоордынских татар. Это при том, что Мещера тогда уже (в XIV-XVв.в.) не была в составе Золотой Орды.

Сами нижегородские татары однажды уже отвечали на этот вопрос при переписи населения 1926 года, сказали: «да, татары». По предложению миссионеров , в частности, члена НГУАК В.К. Магницкого этот вопрос тогда был включен в программу опроса. Он самоуверенно доказывал, что нижегородские татары с гордостью заявляют о себе, что они не татары, а мишаре. Однако сторонники угрофинского происхождения нижегородских татар серьезно просчитались – ни один нижегородский татарин не называл себя мишарем, и лишь 5 человек татар – жителей Москвы ответили, что они считают себя мишарами.

Трактовка о мишарах как угрофиннах нужна были миссионерам для «научного» обоснования продолжения политики христианизации нижегородских татар, о чем свидельствует сохранившаяся переписка между нижегородской духовной консисторией и губернским статистическим комитетом, а также история постановки вопроса об этнической принадлежности нижегородских татар на съезде археологов России, о чем будет сказано ниже.

IV съезд археологов России состоялся в Казани в 1883 году, целиком и полностью был посвящен проблеме происхождения нижегородских татар и мишарей. Он был созван по инициативе членов НГУАК , все члены которой принимали участие в работе съезда. На съезде состоялась дискуссия по истории мишарей. Ведущие ученые, исследовавшие эту историю Радлов, Шестаков, Шпилевский и другие категорически отвергли версию об угро-финском происхождении мещеры и нижегородских татар. Они высказывали свои предположения о тюркско-маджарском происхождении татар-мишарей в целом и нижегородских татар в частности (см. Труды IV археологического съезда в России. Т.I, Казань 1884 г.)

Съезд проводился в спешке, в пику археологам Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Большая группа археологов осуществила крупномасштабное археологическое исследование курганных за-хоронений Подмосковья, установила, что эти курганные захоронения при-надлежат мещере, датируются они V веком, являются аналогичными с курганами Северного Кавказа, Подонья, характерными для маджар-куманов. Результаты этих исследований опубликованы в трудах указанного общества. Они являются настоящим открытием в истории мишарей. Но удивительное дело – эти труды упорно замалчиваются , до сего времени не введены в научный оборот.

Они дополняются еще одним аргументом. Речь идет о таком памятнике, как Codex Cumanicus, куманско-персидско-латинско-немецком словаре, изданном в 1301 году. Ученые доказывают, что в нем зафиксирован маджаро-куманский язык, аналогичный с языком современных мишарей, отражен лексический состав и цокающий говор, характерные для татарско-мишарского языка. Серьезным аргументом в пользу куманско-маджарской гипотезы проис-хождения мишарей и нижегородских татар является оригинальная система названий дней недели (баш көн, буш көн, чәршәмбе көн, җома көн, атнарас көн, базар көн).

Мещера упоминается уже в первых русских летописях под 859 годы наряду с кривичами, руссами как данники Рюриковичей.

Мещера, как свидетельствуют указанные исследования, выступает частью маджаро-куманского союза, расселенного в огромном ареале Восточной Европы, о чем говорили ученые на IV съезде археологов России.

Тем не менее упомянутый выше Гациский на страницах губернской газеты выступает со статьей под сенсационным названием, а В.К.Магницкий вносит предложение о переписи мещеры. Цель этих выступлений была одна – выделить мишарей в особую национальность, отделить их от татар. Они спекулируют на том, что у нижегородских татар в обиходе бытует два этнонима – «татар» и «мишар». Это связано с древней историей тюрков. Тюрки обитали в Восточной Европе задолго до прихода монголо-татар. Древними тюркскими племенами были булгары, буртасы, кипчаки и мещера. Этноним «мишар» происходит от древнего названия племени «мещера».

Как заметили составители 4-х язычного словаря народов, обитающих в Нижегородском крае Дамаскин (1785 г.), этнограф Макарий (1849 г.), изучавшие обряды нижегородских татар, нижегородские татары называли себя мишарами.

В какое-то время в городах называли татар края мижгарями, нижгарами, чтобы отличить их от пензенских мишарей.

Приверженность нижегородских татар к древнему племенному названию объясняется, на наш взгляд, двумя обстоятельствами: их продолжительным пребыванием в периферии татарских массивов и государств, и особым положением в местах пребывания – мишаре выступали как вольные казаки. В процессе вхождения их в состав России они были признаны особым разрядом служилых татар-одноверцев, решительно отвергнув крепостничество для та-тар-мишарей: отличались татары-мишаре своей непокорностью, свободо-мыслием, стойкостью в защите национальных интересов.

В процессе развития России как многонационального государства, татары-мишаре стали органичной частью татарского народа и они сегодня с гордостью называют себя татарами, достойно представляют великий татарский народ.

Нижегородские татары в праве гордиться своим вкладом в культуру татарского народа. Выходцев из Нижегородского края мы видим среди деятелей науки, культуры, писателей, певцов, музыкантов, спортсменов, бизнесменов. Мы гордимся тем, что мы нижгары-татары, и живем в единой России, пользуемся большой и твердой поддержкой региональных властей и органов местного самоуправления, вносим свой посильный вклад в развитие экономики и культуры края, сохраняем его межнациональную стойкость.

Я думаю, что данная информация поможет моим землякам определиться при переписи населения, который состоится в октябре этого года.

А.ОРЛОВ, доцент, кандидат философских наук. Н.Новгород




Просмотров: 2455 | Добавил: tatarin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 Рамиля  
0
Нижегородские татары.Биографический словарь

http://nizhgar-tatar.narod.ru/

2 Ф.Гибатдинов  
0
Мин синен белэн риза.. бездэхалык теленэ ЗИРАТЛАР ЭСТЕ сонрак килгэн суз.. каберлэр эсте МАЗАРЛЫК булып эйтелде
Орловнын язмасы дэрес булырга тиеш..А то булгардан килеп урнашкан дип версия ясыйлар.. , булгар илендэ мишэр тарихына урын юк бит....МЕЩЕРА да.. ул безнеке булырга тиеш...

1 Җәмдихан  
0
Ферит абый бик кызык язма. Менә Курганнар турында. Безнең якларда, мәсәлән Шыгырдан янында тау сыман нәрсә бар. Халык аны Мар тавы ди. Чүпрәле якларында да бар андый тамалаы таулар. Без Чүпрәле якларындагы сөйләш турындагы китапны карадым. Авторы Гафаров. Ул анда Мар дигән сүзне Курган дип аңлата. Димәк, безнең якларда да МАҖАР- МИШӘР каберлекләре бар. Борынгылары. МАР тАВЫ шуның бер мисалы. Мар, МАЗАР - шул бездә маҗарлык заманнына калган сүзләр. Бездә бит Җны Зылаштыру гадәте бар. Маҗар- шул мазар инде ул. Мазҗарлар зираты формасында мәсәлән. Ә Соңгы гасырларда ул чуаш зиратын аңлата башлаган.

Имя *:
Email *:
Код *:
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Календарь
Мини-чат
...
...
...