Главная » Статьи » Мои статьи

Мусульмане в Австралии
Первыми мусульманами, ступившими на Зеленый континент, были, вероятно, купцы с Индонезии. Известно, что они контактировали с аборигенами северной Австралии, причем состоялись эти контакты, по крайней мере, за столетие до того, как сюда стали прибывать европейские колонизаторы. Взаимоотношения между пришельцами и автохтонным населением были настолько прочными, что первые частично повлияли на язык и искусство аборигенов, часть новоприбывших даже вступила в браки с ними. Позднее, в середине 19 века, с целью помочь европейцам в освоении новых территорий, в Австралию были завезены погонщики верблюдов с различных мусульманских стран, в том числе из региона Ближнего Востока. Продвигаясь вглубь континента, они действовали как проводники в пустынных аридных зонах Австралии. Они же были первыми, кто фактически установил присутствие ислама на континенте. Многие из них впоследствии осели кто в северной Австралии, а кто в центре материка и смешались с коренным населением. Их потомками были заложены две старейшие мечети страны в Южной Австралии (1861 г.) и в Аделаиде (1890 г.). 
  В начале 20-го века положение коренным образом изменилось и многие мусульмане, как впрочем, и представители иных "небелых" этносов столкнулись с большими трудностями для въезда в страну, и связано это было главным образом с принятой тогда расисткой политикой "белой Австралии". Лишь только некоторым албанским и боснийским мусульманам в 20-30 годы удалось проникнуть на континент, поскольку они принадлежали к европейским народам. Да и то первые мечети им удалось возвести много позже, когда была построена мечеть в штате Виктория, в городе Шепартон в 1960 г. и 3 года спустя в одном из крупнейших городов Австралии, - Мельбурне. Зато с отменой прежней политики и провозглашения курса на мультикультурное общество, начиная с середины 60-х годов в Австралию устремляются иммигранты со всего мира, в том числе и последователи ислама. Так, между 1967г. и 1971г. в Австралию прибыли 10 000 турков по соглашению между правительствами Австралийского союза и Турции. Практически все они поселились в Мельбурне и Сиднее, составив значительную долю формирующейся на тот момент мусульманской общины. В последующие годы иммиграция из мусульманских стран только усиливалась, стали прибывать переселенцы из Бангладеш, Ливана, Северной Африки, Афганистана, Пакистана, Ирана и др. К началу 21 столетия в Австралии уже проживали мусульмане из 60 стран, а сами они стали наиболее узнаваемой религиозной группой. Если исключить нерелигиозных людей, то по данным Австралийского Бюро статистики ислам вышел на третье место по численности среди религиозных групп страны после христианства и буддизма, а сами мусульмане составили 1.71% населения государства, или свыше 340 тысяч человек, что не так уж и мало для 20-миллионной Австралии. Однако из личного опыта и наблюдений можно сказать, что не всегда среди австралийских мусульман количество переходит в качество. Главным образом потому, что немалая доля из тех, кто формально относится к мусульманскому населению, не являются полностью практикующими свою религию. Часть из них родилась уже в Австралии, и в силу окружающей среды отошла от основ ислама, а те, кто приехал в качестве иммигранта, по - видимому не были активными мусульманами и в своей стране. Поэтому мусульманской молодежи порой приходится заново открывать для себя свою веру. Так, я как-то разговаривал с одним из местных практикующих мусульман пакистанского происхождения. Он мне поведал, что родился в Австралии и поначалу не был активным мусульманином. "Вся разница между мной и моими друзьями была в том, что когда нас спрашивали о религиозной принадлежности, я отвечал что я мусульманин, а они про себя говорили что нет. В остальном разница полностью отсутствовала, так как я понятия не имел о своей вере" - так описывает он свое прошлое. Бывают и случаи перехода в ислам коренных жителей Австралии - аборигенов, а также белых австралийцев. Как тех, так и других, правда, пока немного. Аборигенская община мусульман Австралии составляет примерно тысячу человек, белых австралийцев, вероятно, и того меньше. Но главная проблема, как уже говорилось выше, не в количестве, а в качестве. С сожалением приходится констатировать, что далеко не все члены мусульманской общины Австралии осознают ответственность за соблюдение исламских предписаний, а также не особо заботятся о создании позитивного имиджа ислама и мусульман в немусульманской среде. Это в особенности касается выходцев из Ливана, к которым местные жители относятся с опаской и недоверием. Именно они в свое время даже поучаствовали в стычках с местным населением в декабре 2005 г. в пригороде Сиднея Кронулла. 
  Но есть и позитивные моменты. Например, существует ряд исламских организаций и благотворительных обществ, которые организуют различные мероприятия, такие как проведение исламских праздников, сбор денег в пользу Палестины и на строительство мечетей, проведение бесплатных лекций об исламе и исламской культуре, сбора донорской крови среди мусульманского сообщества на пользу Австралии и многое другое. Давно не является проблемой купить халальную продукцию в мусульманских магазинах и торговых точках, существует большая сеть ресторанов с халальным меню. В своей основной массе эти магазины, рестораны и бизнесы принадлежат преимущественно людям турецкого, бенгальского, арабского и индо-пакистанского происхождения. Даже если сравнивать Австралию с Казахстаном (а казахи являются мусульманской нацией), то сравнение явно не в пользу последнего. В казахских ВУЗах к примеру, большой проблемой является открытие комнаты для молитвы, в то время как в крупных австралийских институтах такой проблемы практически нет. Например, в Сиднейском Технологическом Институте (University of Technology Sydney) даже регулярно проходят пятничные намазы. Все больше открывается мечетей, причем сбор средств идет целенаправленно: публикуются объявления в интернете и в мечетях города с указанием куда перечислить деньги, кто ответственное лицо, и т.д. А с приходом к власти лидера лейбористкой партии Кевина Радда несколько улучшилась ситуация и в масс-медиа. При его предшественнике, премьер-министре Джоне Ховарде практически еженедельно в печати и на ТВ распространялась информация об исламе в негативном ключе, делался упор на экстремизм, радикализм, воинствующий джихадизм и тому подобное. Сейчас такая информация проходит меньше, но все же ситуация с исламофобией оставляет желать лучшего. Пока по-прежнему можно увидеть теле-программы призванных запугать неискушенного австралийского обывателя и повествующие о страшных бородачах-экстремистах. При этом австралийские издания и газеты пытаются создать положительный образ австралийского контингента в Ираке и Афганистане, уверяя, что те выполняют свой долг в борьбе с экстремизмом. Также во время недавней войны в Газе местные газеты освещали преимущественно израильскую точку зрения на события. 
  Зато в образовательной системе каких-либо трудностей с ношением платков и иной традиционной мусульманской одежды (как это есть в некоторых европейских странах) как будто нет. В целом местные школы и университеты твердо следуют модели мультикультурализма, причем об этом говорят и сами мусульмане. Недавно в одном местном мусульманском журнале "Рабита" было напечатано интервью молодых мусульманок Австралии, где они, помимо прочего, поделились впечатлениями об отношении к исламу в школах и университетах. Одна из них, Хафса Сауд (Hafsa Saud) отметила, что австралийцы достаточно толерантны к исламу, и хотя иной раз старшеклассники и учителя вступали в диспуты насчет ее религии, в целом они отзывались об исламе скорее положительно, не принимая всерьез исламофобские изыскания масс-медиа. Другая мусульманка, а именно Мизба Фаиз (Mizbah Faiz) заявила, что в ее школе (East Hill Girls Technology High School) девушки носили хиджаб, питались по исламским нормам, и было помещение для молитвы. 
  Из этой небольшой статьи можно в целом сделать вывод, что у мусульман Австралии схожие проблемы и радости, какие имеют остальные мусульманские меньшинства в немусульманских странах. Присутствует исламофобия, создается негативный образ ислама в масс-медиа, и далеко не каждый член исламской общины является примером для подражания. Но есть и успехи, которые связаны с относительной толерантностью к исламу со стороны местных жителей, растущим числом приверженцев религии в среде местного населения, а также увеличивающейся из года в год мусульманской инфраструктурой. Если каждый мусульманин будет относиться к делу распространения ислама с должной отдачей, то практически нет сомнения в том, что ислам в Австралии ожидают великолепные перспективы. 
Адам Балта (Сидней, Австралия) 


Категория: Мои статьи | Добавил: tatarin (25.08.2009)
Просмотров: 1576 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Мини-чат
...
...
...