Главная » 2010 » Декабрь » 14 » РОВНО ГОД НАЗАД ....ИЗ АРХИВА
19:45
РОВНО ГОД НАЗАД ....ИЗ АРХИВА
Делить нам нечего, а поделиться – есть чем 
Странная погода нынче в мире. То о глобальном потеплении говорят, то новый ледниковый период прогнозируют. Как бы то ни было, жизнь продолжается… Мы тоскуем слякотным ноябрем о теплом мае, а в знойном июле – о январском морозце. Кто-то сказал: «Нет плохой погоды, есть одежда не по сезону…» Непогодой нас не испугать – приспособимся. Но, удивительное дело, оказывается, можно тосковать по осенней слякоти, снежным сугробам и январскому морозу, по березовой роще, в жизни не видя ничего, кроме глади самого соленого в мире озера Туз в центре Турции. Грезить о голубой Идели, глядя на желтые барханы туркменских Каракумов. Вспоминать и тосковать о земле Поволжья, никогда на нее не ступая. И считать своей родиной именно ее.

Родиной – духовной. Потому как миллионы наших соплеменников, рожденных в России или в других концах света, об истоках своих помнят и землю своих предков очень чтят. В далекой Анкаре знаменитый татарин Али Акыш как-то сказал мне: «Я завидую тем, кто может сесть в машину и через пару часов быть в Казани…»

В эти дни наша столица вновь соберет на расширенное заседание исполкома Всемирного конгресса татар соотечественников со всех концов мира, которые приедут сюда, чтобы сверить курс, определить векторы дальнейшего развития нации, расставить приоритеты. Да и просто – снова увидеться друг с другом, узнать новости, поделиться опытом. И на слуху нынче будут наши соплеменники из Чувашии. Национально-культурная автономия татар этой республики отмечает сразу несколько дат, связанных с ее созданием. За годы существования здесь наработан уникальный опыт, который будет ко двору каждому, кого беспокоит судьба своего народа, причем вне зависимости от национальной принадлежности. Так что наш путь сегодня – в Чувашскую Республику, где живут около тридцати семи тысяч татар.

От леса до степи
Что мы знаем о наших соседях? Первым делом вспоминаем, что здесь – родина легендарного Чапаева и то, что в республике производится восемьдесят процентов всего российского хмеля. А народный поэт Чувашии Петр Хузангай в своей поэме «Марш автономии» написал: «Республика моя мала, на карте страны нажми пальцем – и ее уже не видно» (к слову, родился Петр Петрович и вырос в Алькеевском районе Татарстана).

Хотя территория республики и в самом деле невелика – примерно сто километров на двести, но вот по природным условиям она удивительно разнородна. Северная часть – овражистая, лесная, с бедными почвами и умеренным климатом. Но на одной и той же широте с Чебоксарами, в ее северо-восточной части, куда прохладнее. Здесь чувашский «полюс холода» – город Козловка с окрестностями, где зимняя температура всегда на два-три градуса ниже средней по республике. Юго-восточная часть – степная, черноземная. Кстати, именно эта территория в свое время входила в состав Волжско-Камской Булгарии. И тут сохранилось немало памятников тех времен. Юго-запад республики – равнинный чернозем, и в этом месте явно теплее, чем на севере.

Чувашия – один из самых густонаселенных регионов нашей страны. На площади в 18,3 тысячи квадратных километров живет свыше миллиона трехсот пятидесяти тысяч человек. По количеству жителей на квадратный километр она уступает лишь Московской и Тульской областям.

Интересен такой факт: в стародавние времена чуваши прятали свои селения вдали от проезжих дорог, в укромных лесах и оврагах. На дорогах всегда промышляли лиходеи, жить рядом было просто опасно. Лишь с развитием капитализма в России жители этих сел стали втягиваться в экономическую систему государства. Изменилось и отношение к дорогам. Сегодня всякий, кто ездил по чувашским трассам, честно признает – дороги здесь отменные.

И у них своя история. На заре советской эпохи на строительстве, к примеру, автомагистрали Горький – Чебоксары – Казань население работало бесплатно. Вдоль трассы стояли столбы с указанием длины участка, закрепленного за тем или иным колхозом, сельсоветом, которые отвечали не только за сооружение этого участка, но и за его эксплуатацию. На обочине через каждые пять-десять километров стояли деревянные грибки и беседки со скамейками для отдыха. А вот на столиках, не поверите, лежали свежие газеты, которые доставлялись сюда ежедневно. В своем роде это было уникальное явление.

Край мифов и богов

У меня особое отношение к чувашам. Старушка-соседка всегда внушала: все они – колдуны. Уж не знаю, почему она так решила, но ребенку в голову предостережение втемяшилось крепко. Потом добавилось другое: это народ открытый, честный, простодушный и очень уважительно относящийся к своим истокам. Уникальна чувашская космогония – народные объяснения происхождения тенче (мира) в определенной последовательности. Тураă (Бог) сотворил все доброе и хорошее, а Шуйттан (кто это – и объяснять не надо) – все плохое и отрицательное, вместе с тем между этими силами существовала договоренность, которая по-чувашски мудро позволяла соблюдать определенный баланс. В узорах вышивки и символах содержатся эти же космогоничные сюжеты. Рисунки, которые иллюстрируют представления о троичном делении мира, о семи сферах Вселенной и многом другом, живы до сих пор. Вы видели чувашский дом без такого рода украшений? Я не встречала.

Не знаю, есть ли другой такой народ, который так же бережно относился бы к своему фольклору. Не зря татарский писатель Туфан Миннуллин с особым почтением говорит о философии чувашских мифов. После разговора с Туфаном-абыем я перечитала их. И в самом деле – заставляют задуматься. А вот один не удержусь и перескажу, поскольку касается и нашей общей истории.

Жили некогда мари, эрзя, чуваши и булгары в одном государстве. И был у них свой князь. Столица находилась на берегу Волги, на том месте, где сейчас стоит деревня Тури Услон. Там жил булгарский князь.

Однажды некая старушка-булгарка пошла за водой, поскользнулась на камне и повредила ногу. Рассердившись, начала она причитать:

- Ну что за князь у нас, недотепа! Не мог найти для столицы удобного места! Поставил город на неровной местности!

Как дошли эти слова до князя, приказал он привести к нему старушку. А та, напуганная, попросив у князя прощения за бранные слова, подсказала, где есть место куда более удобное для столицы. Но князь место это не одобрил, ведь было оно болотистым, с непроходимыми зарослями. Да змей здесь было великое множество, отчего туда люди даже днем ходить боялись.

Старушка все же не согласилась с князем, утверждая, что место то благословенное. Она предложила зимой навезти туда соломы, а когда знойным летом она высохнет, сжечь ее.

- Тогда все змеи, что выползли погреться на солому, сгорят, – сказала она, – и лес очистится.

Князь приказал слугам последовать ее совету. Застелили соломой по берегу реки землю длиной в четыре километра и жарким летом подожгли ее. Место после огня разровняли и построили город. А городу дали название… Казань.

Вот так выглядит еще одна, чувашская, версия происхождения нашей столицы. А философию этой легенды поняли? Она проста – нам суждено жить в мире, поскольку земля у нас одна.

Водой огражденные
Народный академик Чувашии, известный писатель Александр Терентьев в своих «Записках краеведа» подчеркнул, что чуваши относятся к тюркоязычным народам, а вот древними предками их были кочевники-ками. Как отмечает краевед, они прошли путь от Великой Китайской стены до При-азовья. В болгарском кинофильме «Хан Аспарух» показано, как в седьмом веке под натиском хазар произошел распад Великой Болгарии. Одна группа во главе с ханом Аспарухом переправилась через Дунай и образовала свое государство, практически растворившись в массе славян. Другая группа отошла к Кавказу и сохранилась до наших дней, составив основу балкарской народности. Третья группа, видимо, более многочисленная, перекочевала на Среднюю Волгу. Здесь она, создав государство, просуществовала до монгольского нашествия в 1236 году.

Столицей государства был город Великий Булгар, по тем временам крупный культурный центр. Булгары и сувары (чуваши) являлись основными населявшими его этническими группами. Как свидетельствовал знаменитый арабский летописец Ибн Фадлан, многочисленная часть сувар с левобережья переправилась на правый берег Волги. Оставшиеся на месте приняли ислам. Растворение в массе татар продолжалось даже в двадцатом веке…

А теперь глянем на географическую карту. Очертания республики напоминают корпус гитары: посередине он заужен, словно стянут. Там, где у «гитары» крепится гриф, расположена столица республики: Шупашкар – Чебоксары. В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года. Однако населенный пункт появился значительно раньше. Это подтверждается материалами археологических раскопок.

«Шупашкар» в современном ученом мире имеет несколько толкований, исходящих главным образом от названия «Чебоксары». Однако автор книги «Знакомьтесь: Чебоксары» Алексей Студенецкий это слово объясняет как вторичное от «Шупашкар», что на чувашском языке значит «водой огражденный». Действительно, древний город мог получить такое определение. Он был «огорожен» с одной стороны Волгой, а с двух других – многоводной в те времена Чебоксаркой. Далее река поворачивала на юг. Четвертой стороной Шупашкара был ров, служивший укреплением города.

Древние чуваши веровали в языческих богов. А их было много – семьдесят семь. И эта цифра считалась магической. Она применялась в различных заклинаниях. Крещение же город принял при Иване Грозном. В 1555 году по пути в Казань архимандрит Гурий, исполняя волю царя, остановился на высоком берегу Волги возле чувашского городища. Предстояло выбрать место для постройки церкви Введения. Выбор места был удачным. Сюда стекались чуваши-язычники, чтобы поклониться своему божеству. Гурий распорядился разбить идола язычников и освятил место. Теперь волей-неволей чуваши должны были подходить к церкви и знакомиться с новой религией.

История чувашской столицы полна трагических событий. Не успели Чебоксары утвердиться крепостью, как его жителям пришлось испытать и страх, и голод. В летописи 1567 года писалось: «Приде лесная мышь с лесов тучами великими, не остави ни единого колоса». А вот 1609 год отмечен кровавым событием: боярин Шереметев под Чебоксарами побил «воровских людей», то бишь восставших против московского царя. На расстоянии семи верст трупы лежали плотно, как полено к полену.

Чебоксары росли за счет русских переселенцев. Двести и более лет назад чуваши в городе не проживали. Даже до революции они не превышали здесь десяти процентов. Расселялись среди русских, в отличие от татар, имевших свою слободу. Видимо, такому смешанному проживанию чувашей способствовало их единоверие с русскими.

Чебоксары с самого начала застраивались (кроме территории кремля) хаотично. Только в конце XVIII – начале ХIХ веков застройка начинает приобретать плановый характер. Известно, что в 1773 году в огне пожара город сгорел полностью. Это заставило центральные власти разработать проект застройки. Разработанный проект был утвержден собственноручно Екатериной II. Однако ни этот, ни более поздний план застройки 1829 года не были воплощены в жизнь.

Как бы то ни было, в Чебоксары стоит приехать, побродить по зеленым улицам, помечтать на одной из самых красивых в России набережных, восхититься очаровательными парками и скверами. И снова вернуться к географической карте….

Татарская Чувашия

…Туда, где корпус «гитары» заужен, словно стянут. Здесь четыре района, южнее еще семь районов, которые и считаются местами компактного проживания татар, при этом особую роль можно отвести Комсомольскому. Хотя бы потому, что в районном центре – селе Комсомольском – зарегистрирована национально-культурная автономия чувашских татар, которую возглавляет заслуженный работник культуры Чувашии и Татарстана Ферит Гибатдинов. А вот другое село – Урмаево – можно считать своеобразной татарской столицей Чувашии, поскольку с ним связано много социально-культурных инициатив общественной организации. Именно здесь десять лет назад собралась учредительная конференция, которая и преобразовала ранее существовавший общественный центр в автономию, сегодня имеющую пять филиалов, в том числе в Чебоксарах и городе Козловке.

Татары, живущие на территории Чувашской Республики, являются его исконным населением и относятся к многочисленной этнической группе – мишарам.

- Даже в трудах известного татарского просветителя и фольклориста Каюма Насыри есть несколько легенд и преданий об истории татарских поселений Чувашии, – рассказывает председатель автономии Ферит Гибатдинов. – Время появления тюрок на территории Чувашии можно отнести к временам Волжской Булгарии (VII век), а первые известные селения татар-мишарей – Урмаево, Татарские Сугуты, Убеево, Шыгырданы – официально датируются четырнадцатым-пятнадцатым веками. Татарская диаспора занимает третье место среди основных этносов Чувашии после чувашей и русских. Нас около 37 тысяч, что составляет почти три процента от общей численности населения республики и 0,65 процента татарского населения Российской Федерации. Районами расселения наших татар являются Батыревский, Ибресинский, Козловский, Комсомольский, Шемуршинский, Яльчикский. Из них основными считаем Батыревский, где восемь татарских и три смешанных по национальному составу населенных пунктов, а по данным местной администрации, почти четверть населения района – татары. И Комсомольский район, где шесть татарских сел и три смешанных. В остальных районах наши соплеменники проживают в разнородных по национальному составу населенных пунктах. А вот чисто татарских сел в Чувашии шестнадцать.

Как подчеркивает Ферит Гибатдинов, подавляющее большинство здешних татар относятся к мишарам и говорят на западном диалекте татарского языка. А вот татары Козловского района, которые живут в селе Янгильдино и деревне Альменево, по происхождению относятся к этнографической группе казанских татар и говорят на так называемом среднем диалекте. Количество же крещеных татар в Чувашии незначительно, и самостоятельной группы они не образуют.

- К большому сожалению, сбор татарского фольклора на территории Чувашии не имеет системы, – замечает директор Шыгырданской средней школы Гелсирень Абейдуллова. – Известно лишь об экспедиции фольклорного сектора ИЯЛИ им. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР, побывавшей в 1966 году в ряде татарских селений Комсомольского района. Сельчане разговаривают на родном языке как в семье, так и в общественном быту. При этом языками межнационального общения являются как татарский (местные чуваши знают его), так и чувашский с русским.

У нас есть возможность смотреть телепередачи ТНВ, но вот ГТРК «Чувашия» постоянных передач на татарском языке не ведет. В год один-два раза появляются несколько минутных сюжетов о проводимых мероприятиях или об отдельных персонах. Периодическая печать на татарском языке поступает в основном из Казани. Муниципальные библиотеки выписывают газеты и журналы на татарском языке. Последние десять лет ежегодно на всю республику приобретаются книги на татарском языке в среднем на пятьдесят тысяч рублей. По линии Всемирного конгресса татар приобрели литературу на тридцать пять тысяч рублей. А в 2007 году Институт татарской энциклопедии подарил сто пятьдесят экземпляров первого тома «Татарской энциклопедии».

От Тукая до Шыгырдана

Каждое татарское село Чувашии – это своя история, полная событий. Наши соплеменники, живущие здесь, – не только трудолюбивы, но и инициативны, потому и бедность, и демографический кризис обходят их стороной.

За уникальным опытом едут из других концов России в село Токаево, татарское название которого – Тукай. Здесь по инициативе молодежи создан настоящий народный орган власти, который и рулит жизнью населенного пункта. Общественный совет сформировали два года назад, но он уже громко заявил о себе. Причем конкретными делами.

- Нас волнует и настоящее, и будущее села, – говорит председатель совета Агъзам Шакиров. – А когда люди собираются вместе и обсуждают, как им жить дальше, тогда и рождаются стоящие идеи. В совет входят тридцать самых активных и успешных сельчан, среди которых главы организаций села, бизнесмены, депутаты сельского и районного собрания, представители администрации, школы и рядовые граждане, которым не безразлично свое будущее. Работает президиум совета. Собираемся на регулярные заседания, первым делом создали фонд совета, куда каждый из нас вносит посильную лепту.

За счет фонда оказывается помощь школе, сиротам, одиноким старикам, проводятся все сельские мероприятия. Важная часть его работы – благоустройство села, в том числе финансирование строительства дорог. А этой весной в Токаево появился большой парк. Привлекает сельчан в своем общественном органе и то, что любой вопрос выносится на всеобщее обсуждение. Для этого издается газета «Нурлы иман», создан сайт села. К примеру, сельчане решили, что им необходимы пожарная часть с машиной, новая школа и хороший детский сад. Детей здесь с каждым годом рождается все больше. А Токаево сегодня – единственное село в Чувашии, где рождаемость превышает смертность, причем почти в три раза. Директор фермерского хозяйства Илгизер Багаутдинов уверен: село можно сделать привлекательным для молодежи, чтобы она предпочла его городу.

Кстати, при въезде в Токаево недавно появились символические ворота. Красивое архитектурное сооружение в виде колонн под стилизованным шатром расположилось на самой высокой точке округи, откуда открывается все село. Проект разработал и исполнил учитель рисования Минхат Шакиров. Сооружали ворота и благоустраивали площадку всем миром.

Как не вспомнить еще одно знатное татарское село Чувашии, родину артиста Станислава Садальского, – Шыгырдан. Впервые нам довелось побывать здесь по весьма неприятному поводу, когда районная власть, не считаясь с мнением населения, пыталась снять с должности директора основной школы. Не удалось. Шыгырданцы – народ бойкий и упертый, себе цену знают.

А вот во второй раз мы сюда приехали, став участниками сразу двух куда более приятных событий. В октябре тут в шестой раз прошли межрегиональные Шыгырданские чтения, темой которых стали роль и значение ценностей ислама в духовно-нравственном воспитании молодежи. Сами чтения, собравшие общественных деятелей и духовных лидеров из многих регионов России, прошли в новом здании средней школы, а министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова с трибуны говорила о том, что «мы все с вами в одной лодке и от усилий каждого гребца зависит, как и по какому направлению поплывет наше судно».

Хочется верить, что теперь все «гребцы» хотя бы смотрят в одну сторону…

Урмаево как центр татарской культуры

- Село наше старинное, но даже существующие легенды и предания не дают точной даты основания и имен первопоселенцев, – рассказывает глава Урмаевского сельского поселения Комсомольского района Минзаит Зайнуллин. – Золотоордынские эмиры прошлись тут огнем и мечом, и в результате разорений со второй половины четырнадцатого века населенных пунктов на территории нынешних Шемуршинского, Батыревского, Яльчиковского, Комсомольского районов не осталось. Все земли превратились в «дикое поле».

По писцовым книгам Свияжского уезда 1565-1567 годов можно установить, что южные чувашские селения в эти годы доходили до реки Кубни. Для защиты Среднего Поволжья от нападений отрядов ногайских, крымских, калмыцких феодалов в 1648-1654 годах была построена Симбирская укрепленная линия, которая тянулась через Саранск до Тамбова. Линия строилась русскими, чувашскими, татарскими, марийскими, мордовскими крестьянами в порядке выполнения засечной повинности. Документы свидетельствуют о том, что уже в последней четверти шестнадцатого века началось заселение крестьянами не только территорий современных Яльчикского и Комсомольского районов, но и других соседних районов.

Лет четыреста назад, согласно преданию, из деревни Большие Яуши (ныне Вырнарского района) переселились три брата на реку Хундырма. Одного звали Урмай, он и предложил братьям переселиться в свободные земли, однако они не захотели жить там. Зато сам Урмай крепко обосновался на богатых дичью и лесом землях.

Местные в шутку именуют село Урмаево татарской столицей Чувашии. В этом есть доля правды. Такие масштабные мероприятия, как здесь, еще не каждый крупный город осилит.

В этом году здесь в двадцать второй раз прошел межрегиональный фестиваль татарской эстрадной песни «Урмай моны», открытие которого состоялось в Чебоксарах, а концерты победителей были проведены в селе и соседнем Ульяновске. В нем приняли участие около сорока профессиональных и самодеятельных исполнителей татарских и чувашских эстрадных песен Чувашии, восьми регионов России и Узбекистана.

Мне же довелось побывать на другом фестивале, который потряс до глубины души. Это единственный в России фестиваль мусульманской песни «Aрт-Mедхиа», который собрал нынче огромное число участников от Дагестана до Сибири.

- В жанре вокального, хорового, фольклорного пения произведений, касающихся темы этого фестиваля, у татарского народа немного, в основном они отображены в мунаджатах, – говорит заведующая кафедрой «Этнохудожественного творчества» Казан-ского университета культуры и искусства доцент Алсу Еникеева, которая привезла на этот фестиваль популярный студенческий коллектив «Жомга кон». – И появление такого рода фестивалей, как «Арт-Медхиа», – это требование времени, и радует, что сегодня мы обращаемся к огромному пласту нашей культуры, пока еще не востребованному в должной мере.

А исполнитель нашидов Саид Гамитов из Махачкалы заметил: если в исламе считается, что в общении с Аллахом все формы хороши, так почему бы не общаться с ним средствами музыкального искусства? Тем более популярность этого жанра растет из года в год, а в народном творчестве можно многое почерпнуть для духовного развития личности.

- Мы с удовольствием поддержали инициативу татарской автономии по организации такого фестиваля, – говорит глава Комсомольского района Геннадий Волков. – Скажу честно, он нужен. Это новая грань приобщения к религии, которая учит добру, пониманию, сочувствию, приобщает к прекрасному искусству.

Радует, что фестиваль не ограничился деревней Урмаево, на второй день гала-концерт победителей прошел в Чувашском государственном театре оперы и балета. Открыл его председатель Кабинета министров Чувашии Сергей Гапликов.

- В преддверии важного события в нашей стране – 65-летия Победы в Великой Отечественной войне – я искренне рад разделить чувства духовного единения, возникающие на таких мероприятиях, – заметил он. – Хочу подчеркнуть свое особое отношение ко всем верующим, кто своими делами и мыслями, словами и молитвами объединяет Россию. Мусульмане – часть великого духовного состояния нашей страны, и бережное отношение к их потребностям составляет основу политики нашей республики.

К слову, в этот же день Чувашия широко отмечала еще одну дату, имеющую огромное значение для сохранения и развития татарской нации в этой республике. Это 15-летие со дня образования Духовного управления мусульман ЧР.

От чистых помыслов – к добрым делам

Как раз в тот день, когда мы приехали в Чебоксары, в Чувашском национальном музее проходил «круглый стол» на тему «Толерантность и культура межконфессионального диалога как фактор стабильности общества» с участием президента Чувашии Николая Федорова, с которым нам удалось поговорить. Об этом чуть позже…

- История мусульманской уммы на территории современной Чувашии насчитывает много веков. И наша республика, по моему глубокому убеждению, является примером межконфессионального и межнационального мира и согласия, – подчеркнул в разговоре с нами председатель ДУМ ЧР, муфтий Альбир хазрат Крганов. – Эти земли входили в состав Волжской Булгарии, где уже в 922 году ислам был принят на государственном уровне. До завоевания Казани в 1552 году основное мусульманское влияние на Чувашию шло с Востока, а после падения Казанского ханства и ликвидации абсолютного большинства его мусульманской элиты исламская традиция в крае начала возрождаться с Запада – от мишарских земель на Пьяне. Наше Духовное управление объединяет под своим началом более полусотни мусульманских приходов. А сегодня мусульманская община Чувашии растет и укрепляет свои позиции, возрождаясь после лихолетья советского атеизма. За короткий срок построены новые мечети. В селе Шыгырдан работает медресе «Гульстан» – филиал Российского исламского университета при ЦДУМ России, в столице открыли соборную мечеть «Булгар».

В интервью нашей газете председатель ЦДУМ России Талгат Таджутдин, принявший участие в праздничных торжествах, заметил, что в древнем булгарском государстве, в честь столицы которого названа мечеть, предки различных народов Чувашии жили вместе, делили радости и горести, таким образом, их издавна объединяет общая судьба и Отчизна. «Строительством храма дела не заканчиваются, это только начало, – подчеркнул верховный муфтий. – К какой бы нации мы ни относились, на самом деле мы одного роду-племени. А благодаря неустанному подвижническому духовному служению Альбир хазрата и воспитанных им имамов, муэдзинов, активистов мусульманского движения, в Чувашской Республике укрепляются культурные традиции, идет приобщение многонационального населения к непреходящим, вечным ценностям и нравственным началам. Мы встретились здесь для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что только доброе сотрудничество, человеколюбие являются залогом мира».

Вот и президент Чувашской Республики Николай Федоров, беседуя с нами, первым делом отметил, что успешное развитие многонациональной России немыслимо без межконфессионального мира и согласия, поэтому власти большое значение придают религиозному равноправию и воспитанию толерантности.

- А если говорить о татарах, составляющих неотъемлемую и социально активную часть нашего общества, – говорит он, – то тут я могу сказать только одно – это трудолюбивый и ответственный народ, работающий вдохновенно, со знанием дела и любовью к родной земле и нашему Отечеству.

Добавлю только, что один из них – председатель НКАТ Чувашии Ферит Гибатдинов. Его имя на слуху в республике, и если образованнейший Альбир Крганов – сердце здешней мусульманской уммы, то интеллигентный Ферит Гибатдинов и есть тот самый «мотор», который раскручивает культурную жизнь чувашских татар. Его хорошо знают и в Татарстане, поскольку талантливый специалист, окончивший в свое время Казанский институт культуры, пользуется непререкаемым авторитетом среди коллег.

Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров считает, что этот яркий и творческий руководитель достоин самой высокой похвалы, не зря глава Татарстана Минтимер Шаймиев удостоил его высокого звания «Заслуженный работник культуры РТ».

- Это настоящий патриот своей нации, – говорит Ринат Зиннурович. – В свое время он возглавил детскую школу искусств в селе Комсомольское. И сейчас в районе шесть ее филиалов, за последние пять лет появились новые отделения, в том числе чувашского и татарского фольклора. Ежегодно три-четыре выпускника школы поступают в профильные средние специальные и высшие учебные заведения Чувашии и Татарстана. Благодаря ему школа стала лабораторией народного творчества. Здесь ежегодно проводятся мастер-классы, стажировки, семинары по фольклору для работников культуры республики с привлечением ведущих специалистов республиканских научно-методических центров, государственных ансамблей песни и танца обеих республик.

А народный ансамбль песни и танца «Мишар», созданный Гибатдиновым, известен далеко за пределами Чувашии. Мало того, он ведет научно-исследовательскую деятельность по изучению традиционных обрядов, песен и танцев татар-мишар, живущих в республике. На основе этих материалов была создана вокально-хореографическая композиция, которая включена в репертуар Госансамб-ля песни и танца Республики Татарстан.

Вот так и живет в Чувашской Республике диаспора татар. Живет крепко, дружно, в мире и согласии с соседями. «Делить нам нечего, лучше будем делиться», – очень точно высказывается по этому поводу Ферит Гибатдинов.
Гамира ГАДЕЛЬШИНА., Вячеслав ЗАГИТОВ.
Просмотров: 743 | Добавил: tatarin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Гелгене  
0
Прочитав статью обрадовалась за своих родных и близких живущих в Чувашии.Молодец Ферит Абый!

Имя *:
Email *:
Код *:
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Мини-чат
...
...
...