Главная » 2010 » Апрель » 18 » Мишаре соревнуются в богатстве и трудолюбии
09:47
Мишаре соревнуются в богатстве и трудолюбии

Говоря о татарских деревнях за пределами Республики Татарстан, сразу вспоминаются деревни Шыгырдан в Чувашии, Средняя Елюзань в Пензе, Озерки в Мордовии. Дорожки в эти деревни хорошо протоптаны, журналисты там часто бывают. Но есть и другие деревни достойные внимания, пусть менее малочисленнее, чем Шыгырдан и Средняя Елюзань, но и здесь татары на зависть всем ведут основательное хозяйство. Деревня Бистян, что расположена в Кузнецком районе Пензенской области – одна из таких. Эта деревня является главным конкурентом Средней Елюзани. Конкурентность относительная, понятно, что в данном случае мишаре соревнуются в богатстве и трудолюбии.

Деревня Бистян основана в 1650 году. Аксакалы же говоря

Мишаре соревнуются в богатстве и трудолюбии

Опубликовано dakazan 1 марта 2010 г.
т, что ее история восходит к XVI веку. Жители деревни никогда не были крепостными, они занимались рубкой леса. Срубленный русскими и мордовцами для государства лес перетаскивали к берегам реки и переправляли на плотах.

- Полное название деревни было Голбостан, - сказал имам деревенской мечети Ислам хазрат Давыдов. – Понятно, почему было такое название. Ведь деревня расположена в живописном местечке. Вокруг густые леса, озера, бесчисленное количество родников. И в самом деле, цветущий сад! В народе стали именовать просто – Бистян. Это название мы приняли. Правда, русский вариант звучит хуже. Говоря «Бестянка», сразу представляешь духов и нечистую силу.

В деревне проживает 1600 человек, насчитывается 552 хозяйства. Есть две мечети и одна большая школа. В советское время мечеть сумели сохранить, и минарет остался на своем месте. Кстати, в Пензенской области сохранить храм Аллаха смогли только в деревнях Средняя Елюзань и Бистян.

- Слава Аллаху, вера наших прадедов была истинной. Мы безгранично благодарны, что они смогли сохранить мечеть, нравственность в деревне, - говорит хазрат. – Старую мечеть наших прадедов рушить не стали, а укрепили основание и рядом со ней построили еще одну. Теперь мечеть с двумя минаретами. Строительство же храма второй махали начали в 1990 году. Уже через год с ее минарета прозвучал первый азан и верующие совершили первый намаз. Строительство велось нашими силами, помощи со стороны не было.

В деревне практически нет человека, который бы не читал намаз и не ходил в мечеть. Женщины и девушки покрывают голову платком.

Еще один пример в подтверждение тому, что в деревне живут верующие татары – ежегодно около сорока человек отправляются в хадж. Не бабушки и дедушки, а молодежь и жители среднего возраста. Для сравнения: в этом году всего около 500 татарстанцев совершили паломничество к святыням.

При мечети действует медресе, здание которой строилось как дом для имама, но он не стал ждать, пока ему построят дом, заложил фундамент самостоятельно. Дом, построенный жителями, отдали под медресе.

- В деревне нет детского сада, но наше медресе работает пять дней в неделю, - говорит воспитатель, учитель Наиля ханум. – Все дети возраста 4-6 лет после обеда приходят в медресе. Всего детей - 20-25. Объясняем им основы ислама, учим молитвам, толкуем их, дети могут отличать халял (дозволенное) от харама (недозволенное). Здесь мы играем вместе с ними, учим стихотворения, рассказываем истории пророков. А если подустали, то настает время угощений. К тому времени, когда заканчиваются занятия у малышей приходят те, кто постарше.

В деревне никогда не организовывали Сабантуй, празднуют только Гает. Кроме того, в памяти старшего поколения остался праздник Жыен. В этом году деревне Бистян исполняется 360 лет. Именно это мероприятие жители хотят провести, так же как предки организовывали праздник Жыен.

Жители деревни Бестян – мастера в сооружении колодцев. Если жители деревни Средняя Юлюзань всегда торговала мясом, то главное занятие бестянцев – сооружение колодцев. Летом деревня наполовину опустевает, мужчины все отправляются в Москву на заработки. А потом всю зиму живут на заработанные деньги.

- И мой отец, и дед копали колодцы, это ремесло и сегодня кормит нашу семью, да и всю нашу деревню, - рассказывает Исмаил Давыдов. – Сейчас копают колодцы также как и раньше, изменились только материалы. Обычно три человека, сменяя друг друга, копают лопатой яму. Глубина может быть разной, иногда вода появляется на глубине 15-20 метров, а иногда приходится выкапывать до 45 метров. Особого секрета в выборе места для колодца нет. Раньше наши деды проводили по земле веткой ивы, вода бывает еще там, где растет подорожник. Сейчас мы используем показания электродов, но глубину воды знает только сам Аллах. Но вокруг Москвы почва болотистая, поэтому там везде вода.

Выкопать колодец можно за 3-4 дня. Раньше внутренность колодца укрепляли срубом, сейчас в основание закладывают бетонные кольца. Каждый весит по 600 кг. В нашей деревне есть 16 автомобилей «КамАЗ», кольца ребята возят из Смоленска. С помощью крана мы опускаем их в котлован, где стоит один из работников и следит за их установкой. Снаружи укрепляем колодец кирпичом, профнастилом или железом. Ведро вешаем на трос или цепь. Один колодец глубиной в 10 метров обходится в 40-50 тыс. рублей с учетом стоимости всех материалов. В течение лета успеваем соорудить около 30 колодцев. В московской области нас все знают, до начала рабочего сезона список заказчиков бывает полон. Колодцы нужны для поливки огородов, кто-то использует воду в питьевых целях. В прошлом году из-за кризиса количество заказов уменьшилось.

Работа тяжелая, но иначе никак. В одно лето похоронили 3-4 молодых человек. Кто-то ломает позвонки, кого-то заваливает землей. Если обваливается грунт, то человек умирает мгновенно, помочь абсолютно невозможно. Извлечь тело из-под завала можно только с помощью работников МЧС. Бывали случаи и отравления газом. Да, деревня зажиточная, только почти в каждом доме или главы семьи нет в живых, или мужчины страдают заболеваниями позвоночника. Татары во все времена были на тяжелой работе: и в шахте они, и лес рубили. Что поделать, видимо удел татар – работа.

По пятницам мы отдыхаем, к этому привыкли даже русские. В этот день мы идем в мечеть, отдыхаем, закупаем еду-халял на неделю. В месяц Рамазан тоже не работаем, постимся. В дни поста тяжело выполнять физическую работу, можно подорвать здоровье.

Как говорится, по труду и плата! Пусть будет достаток и здоровье, да не оставит нас Всевышний!

В домах жителей Бистян созданы условия подобные городским. Живут не хуже городских богачей. Вся бытовая и аудио, видеотехника последней марки. Женский труд облегчен всеми благами цивилизации. Однако, хотя и существует такое чудо как стиральная машина-автомат, женщины полоскать белье предпочитают на роднике. И воду для питья используют только родниковую.

История деревенской школы насчитывает 90 лет. В 2000 году была построено новое кирпичное здание школы. Сегодня здесь обучается 188 человек. Раньше обучение велось на татарском языке, сегодня переживают, что часы татарского языка сокращаются.

- Всего два часа в неделю выделено на татарский язык. Факультативно ведутся занятия по татарскому фольклору. Татарский язык раньше был в 10-11 классах, а сегодня только до девятого, - говорит учитель татарского языка и литературы Венера Денишева. – Как только вышел закон № 309 о национально-региональном окомпоненте, учителя татарского языка Пензенской области написали письмо и ходили к руководству областного управления образования. Ответ был краток: «Есть закон, который надо выполнять». Учебные пособия покупаем в Казани. Конечно, есть разные дети и родители. Приходится слышать сетования, что родной язык не нужен, у него нет перспективы. Спасибо Ислам- хазрату, который ведет разъяснительную работу в медресе и мечетях о надобности изучения татарского языка, объясняет детям о религии на родном языке.

Нас пугают, что в четвертой четверти введут курс «Основы православной культуры». Родители против этого. Писали письма, но чем все закончится известно одному Аллаху.

Особенность деревни Бистян еще в том, что здесь работает Общественный совет. В его состав входят комитеты по делам религии, экологии, сохранения татарского языка и культуры, спорта и здорового образа жизни. Есть, конечно, и официальный сельский Совет, но жители его знать не знают. Не сидят, ожидая решения тех или иных вопросов, они сами хозяева своей жизни. Говорят, идея создания Общественного совета принадлежит Талгат хазрату Таджуддину. Не пускать чужих на свою территорию, совместно решать все вопросы – это те принципы жития в махалле, которые издавна способствовали сохранению татар в деревнях, городах и пригородах.

- Наведение чистоты в деревне и округе мы взяли в свои руки. Организовываем субботники весной, летом и осенью, - говорит Ислам хазрат. – Мы сами приводим в порядок кладбища, красим его ограждения, прокладываем лестницы к роднику, собираем мусор в машины, потом выгружаем в специальные места. С каждого жителя деревни ежемесячно собираем по 10 рублей. Этих денег вполне хватает на ведение хозяйства. Можно сказать, что практически нет человека, который бы не вышел на субботник. Все эти работы организуют мужчины. Самое интересное, глава Кузнецского района издал указ наведения порядка в селах по образцу нашей деревни.

После обеда на каток в центре деревни подъезжают на крутых машинах моделей Lexus, BMW. Народ играет в хоккей, катается на коньках. Дети, молодежь, старшее поколение – все на катке. Разделившись на команды, в поте лица «бьются» клюшками до ночи. Есть приезжие из соседних деревень.

- Слава Аллаху, в деревне не пьют алкогольные напитки. Чтобы зимой жители не скучали, лежа дома на диване, мы устраиваем спортивные состязания, - говорит Равил Шарипзянов. – В школьном спортзале играем в волейбол и баскетбол. Гости из соседних деревень всегда проигрывают, поэтому немного на нас обижаются. Наша команда по волейболу считается самой сильной в районе. Зимой, когда замерзает озеро, используем его в качестве ледовой арены, укрепив его стороны, а само поле освещается, так что и ночью можно играть. Из-за большого количества травм, закупили несколько хоккейных форм. Форма вратаря стоит около 30 тысяч рублей. Но ничего, не скупились, народ играет, вот и привезли формы из Москвы. Для этих целей у нас есть специально созданный фонд. Собранные деньги направляем на покупку спортивного оборудования. Отдельная казна есть у мечети и медресе. Спасибо, мужчины вносят свои деньги, не жадничают для населения деревни.

В деревне много молодежи. Да, есть и те, кто переселяются в город, потому что покупка квартиры дешевле, чем строительство дома. В магазинах Бистян не продаются алкогольные напитки, и это было решением абсолютного большинства жителей деревни и за этим строго следят. Есть Дом культуры, но он практически не функционирует.

В Кузнецком районе Пензенской области есть семь татарских деревень. В деревне Татарские Кынады родился классик татарской литературы Адель Кутуй. Жители деревни Татарские Пэндэлги гордятся Шамилем Усмановым.

В 20 км от Бистян расположена деревня Татарские Кынады. Это большая деревня, насчитывается 772 хозяйства, 2400 человек.

- Через нашу деревню протекает река Канадейка, изучили различные документы, но так и не нашли значение этого слова, - говорит Рауза апа Янгазова, которая более 40 лет проработала учителем в деревенской школе. – В округе есть еще татарские деревни Ялгаше, Дегтярное. Ялгаш описывается в произведении Аделя Кутуя «Неотосланные письма». В деревне Дегтярное с давних времен производили деготь, оттуда и название. А в Кынадах всегда была сильная школа, в одном классе учились по 50 человек. Когда я работала, на 700 учеников было 40 учителей. Сегодня в деревенской школе 240 учеников.

Семья Аделя Кутуя была зажиточной и образованной. Его родители организовали начальную школу в Кынадах и даже планировали открыть в соседней деревне кожевенную фабрику. Но желание дать детям хорошее образование на русском языке было сильное, поэтому переехали сначала в Актюбу, а потом уже в Казань. Начальные классы Адель Кутуй все же закончил в деревне. Сегодня здесь можно найти только дальних родственников писателя.

Школа носит имя не Аделя Кутуя, а героя Чеченской войны Яфарова. Когда встал вопрос, чьим именем назвать школу, мнения разделились, но в результате выиграли сторонники Яфарова. В школе в маленьком кабинете расположен музей памяти Аделя Кутуя, здесь из личных вещей писателя хранятся настольные часы и три чайных ложки, организована фотовыставка.

В деревне есть две мечети, но беспокойство вызывает отсутствие молодых имамов. С нетерпением ожидают возвращения молодого земляка, который в данный момент учится в Каире. В деревне работы нет, кто-то занимается торговлей мяса, кто-то ездит на заработки в Сибирь. Инвестор построил в Кынадах большую коровью ферму, но никто из местных там не работает. Говорят, что работников привозят из соседних русских деревень на автобусах. Пару лет назад в деревне побывала писатель Фаузия Байрамова. Она сделала замечание, что ворота в деревне высокие, и покрашены как у московских русских в черный цвет. К ее замечанию прислушались, ворота теперь так и сияют яркими синими и желтыми цветами.

- Много известных людей родом из Пензенской области. Казанцы иногда посмеиваются, называя иногда нас мишарами, но люди нашего края тоже внесли большой вклад в развитие татарской литературы, культуры, - сказала Рауза апа. – К сожалению, в последние десятилетия не наблюдаем появления новых татарских писателей и поэтов из российских глубинок. Этому есть объяснение – в деревнях прекратилось преподавание татарского языка. Только дети, окончившие татарскую школу, могут мыслить на родном языке, писать романы, стихотворения и драматические произведения на татарском языке.

Деревня Татарские Пэндэлги, в которой родился Шамиль Усманов и литературовед, критик Якуб Агишев имеет богатую историю. Она основана в XVIII веке. Первыми здесь основались богачи Дабердыев и Умряков. Говорят, что сначала деревня носила название Габдрахман, но потом название соседней деревни Русские Пэндэлги перекочевало и к татарам. В середине XIX века жизнь в деревне кипела. Здесь функционировала швейная фабрика, а в 1876 году был открыт завод по производству клея. В то время в деревне насчитывалось более 500 хозяйств, а сама деревня делилась на три махалли, в каждой из которой была мечеть, откуда доносился азан. Но по не понятным причинам постепенно благоденствие в деревне угасло. Там, где когда-то жили знатоки суфизма, даже в одно время провожали людей в последний путь с музыкой. Сегодня в Татарских Пэндэлгях проживает около 300 человек. Есть мечеть, построенная в 1996 году.

Римма Бикмухамметова

"Ирек мәйданы”, № 8, 26.02.2010

Перевела с татарского языка Лениза Мухаметзянова

 

Просмотров: 866 | Добавил: tatarin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1517
Мишар
Форма входа
Статистика
...
...
...
...
...
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Мини-чат
...
...
...